Составлено: Анисимовой Т.Г., методистом МБУДО ДЮСШ
ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Под «принципом» следует понимать «основное правило», «установка». Практическое значение принципов в том, что они позволяют чётко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.
В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики).
В физическом воспитании и спорте они обозначены, как общеметодические принципы и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.
Общеметодические принципы
- Принцип сознательности и активности
Сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом создаёт достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие спортсмена годами уделять время занятиям и мобилизовать для них свою энергию.
Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений.
Активность – величина проявляемой человеком деятельности, степень включения его в работу, выступает как условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
- Принцип наглядности
Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. В физическом воспитании существуют следующие формы: зрительная, слуховая и двигательная.
Зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям с помощью наглядных пособий, фильмов и т.д.
Звуковая наглядность – в виде различных звуковых сигналов, имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов.
Двигательная наглядность – наиболее специфична для физического воспитания. Её значение исключительно велико. Особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».
- Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
При реализации данного принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.
Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремлённом и волевом поведении.
Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:
— обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;
— исключить негативные, вредные последствия для организма обучающихся от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами:
— особенностями данного контингента (группы, команды);
— индивидуальные особенности каждого занимающегося;
— динамика общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания;
— особенности самих задач, средств и методов.
В течение многолетнего тренировочного процесса изменяются возможности занимающихся, условия занятий и т.д. В связи с этим постоянно должны пересматриваться задачи, методы и средства физического воспитания. При этом необходимо предвидеть дальнейшее изменение всех факторов для перспективного планирования тренировочного процесса.
В практике физического воспитания имеют место и специфические принципы.
Специфические принципы физического воспитания
- Принцип непрерывности процесса физического воспитания
Сущность данного принципа раскрывается в следующих положениях:
- Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями.
Последовательность – важнейшее условие процесса обучения движениям и воспитания физических качеств.
Реализация этого условия определяется дидактическими правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Грамотное применение этих правил обеспечивает успех в решении образовательных задач физического воспитания.
- Принцип непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при планировании занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью разрушения того, что было приобретено ранее в процессе тренировочных занятий.
При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведённого занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий, с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопление) этих эффектов. Сформированные двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их нерегулярном подкреплении.
- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
Оперируя различными вариантами отдыха (ординарный, жёсткий и суперкомпенсаторный) между занятиями, а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряжённостью.
Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение чёткой системы и последовательности воздействия на занимающихся с учётом «следовых» явлений.
Этим определяются такие методические пути реализации принципа как:
— рациональная повторность заданий;
— рациональное чередование нагрузок и отдыха;
— повторность, вариативность заданий и нагрузок.
- Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека.
В основе развития физических качеств лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, повышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился.
Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме.
Принцип постепенного наращивания развивающее — тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объёма и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
- Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузки
Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания.
- Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы её применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.
- По мере к адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.