«Развитие скоростных качеств футболиста»

Разработал:    Заволока  Виктор   Григорьевич,   тренер — преподаватель  отделения лёгкой атлетики МБУДО ДЮСШ

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

  1. Методика развития скорости (быстроты)
  2. Развитие и совершенствование скорости футболистов.
  3. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

 Важную роль во  многих видах спорта играет бег.  Без бега не обойтись ни  гребцу, ни акробату, ни  баскетболисту и футболисту, ни представителям других видов спорта. Бег применяется как средство тренировки или является одним из компонентов данного вида спорта.

В основе  специальной подготовки многих спортсменов лежит бег на скорость. В отличие от других качеств, необходимых спортсмену, таких, как выносливость, сила, гибкость, быстрота – очень специфическое качество.

 Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия с большой скоростью. Данное качество проявляется в скорости передвижения спортсмена, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления.

В спортивных играх быстротой действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и определяется успешное выступление в соревнованиях.

На сегодняшний день спортивные игры становятся все более скоростными, а особенно, футбол.  Следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество.
Хотелось бы, чтобы начинающие спортсмены, в том числе и футболисты, хорошо усвоили, что быстрота, скорость — это такое качество, над развитием которого с успехом можно работать только в юности.

Недаром специалисты называют это качество консервативным.    Качество быстроты на 80% зависит от  врождённых особенностей организма, а 20% необходимо развивать, учитывая, что  быстрота  развиваться и совершенствоваться бесконечно не может.

Кроме того, развитие скорости  связано с  возрастными особенностями. У детей до 12 лет активно  развивается способность к повышению темпов движения.

К 14-15 летних подростков темпы движения приближаются к предельным, а после 15 лет   наблюдается  стабилизация.

МЕТОДИКА   РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ

( БЫСТРОТЫ)

Развитие быстроты зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.
Наиболее успешно быстрота развивается в школьном возрасте. Быстрота движений в определенной степени зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Если мышца предварительно оптимально растянута, то она сокращается быстрее и с большей силой.

 Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Большое   значение   также имеет подвижность в суставах и способность мышц-антагонистов к растягиванию.

Не менее важно и умение расслабляться, выполнять движение без излишнего напряжения, но с максимальными усилиями.

Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения: развивающие быстроту ответной реакции; способствующие возможно более быстрому выполнению движений; облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.      Выполняют их в максимально быстром темпе.

Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости    и    увеличением     амплитуды    движения    до максимальной.

Очень      полезны    упражнения в условиях облегченных, например, бег под уклон, бег за лидером и т. п.

Для     развития     быстроты      рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их.

Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.

Используя    упражнения   с  отягощениями, направленные в основном на развитие    силы,     нельзя     забывать    о     быстроте   их   выполнения, иначе может снизиться быстрота движения
Основой методики развития скорости являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10-15 секунд.

Упражнения для развития скорости  рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на скорость (быстроту) могут произойти их растяжения, надрывы или полные разрывы, вызывающие не только болевые ощущения, но и прекращение соревновательной или учебно-тренировочной деятельности на длительный срок.

Для развития быстроты подбираются технически хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае спортсмен не сможет выполнять их на максимально возможной  скорости, так как всё внимание будет сосредоточено на правильное выполнение техники самих упражнений.

Упражнения на развитие скорости (быстроты) выполняются так, чтобы    отдых    между  ними     был    достаточным    для   восстановления (1-2мин).

 Длительность     выполнения     упражнений    на    быстроту    не   должна превышать 6—12сек. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, скорость бега, быстрота оценки сложившейся на дорожке или поле ситуации, быстрота тактического мышления, увеличению частоты движений.

Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык.

Многолетний опыт работы с детьми и подростками в группах лёгкой атлетики  ДЮСШ неоднократно подтверждал — результат в беге на короткие дистанции зависит не только от :

— умения быстро реагировать на сигнал стартёра;

 — способности к ускорению;

— уровня максимальной скорости и способности как можно дольше поддерживать максимальную скорость (скоростную выносливость), но и от развития таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость (в меньшей степени).

Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в учебно-тренировочное   занятие   не   только  упражнения   для   всех  видов скорости,   но  и    разнообразные      упражнения    для     совершенствования, вышеперечисленных основных физических качеств.

Взрывная скорость в основном зависит от силы мышц спины, пресса. икроножных мышц и четырёхглавой мышцы бедра.

Для развития умения быстро реагировать на сигнал стартёра применяется множество упражнений.

 Я в своих тренировках применяю упражнения в стартах из различных положений.

Например, старт из:

— и.п. высокий старт;

— и.п. спиной вперёд; с разворотом и пробеганием отрезка 15 метров;

— и.п. упор присев;

— и.п. упор  лёжа на прямых руках.

 Для развития и укрепления мышц бедра  применяются прыжковые упражнения.

Например:

— на дальность 10 прыжков с места, с остановкой после каждого прыжка и паузой примерно 10 сек.;

— прыжки по ступенькам лестницы на одной и двух ногах.

— бег с преодолением 10 препятствий (поролоновые кубики 50х20х20 см.), между кубиками расстояние в 5-6 стоп.

Спортсмены выполняют следующие задания:

— преодоление   кубиков с различными положениями рук:  за голову, на пояс; руки вверх, ладони во внутрь; круговые движения рук назад и вперёд;

— бег, преодолевая кубики, на время.

Упражнения с преодолением препятствий (в данном случае поролоновые кубики), способствуют  повышению частоты движений, а также,   более качественному выполнению техники бегового шага.

Для совершенствования скоростно-силовых качеств важную роль играют упражнения в многоскоках: двойные, тройные, пятерные, восьмерные, десятерные.

Двойные прыжки: первый толчком двумя ногами, второй толчок – одной.

На тренировке мы обычно прыгаем такое количество раз – кто в каком классе учится, столько  и  прыгает ( в 8 классе, 8 прыжков)

Например:   8 двойных на левую ногу и 8 прыжков на правую ногу прыжков на 1 ногу.

Для повышения уровня максимальной скорости на тренировках я применяю упражнение бег 30-60 м с автомобильным скатом.

Помимо увеличения скорости это упражнение улучшает технику бега, повышает частоту движений и вынуждает спортсмена выше поднимать бедро.

Также применяется пробегание отрезков 30,60,100 метров по одному и по двое.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

Без мяча

  1. Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м.
    2. Челночный бег 2×10 м, 4×5 м, 4×10 м, 2×15 м, 5×30 м.
    3. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.
    4. То же, но с опорой (рис. 1). Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги.
    5. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
    6. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках (рис. 2).
    Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение   10 с.       Повторить 3—4 раза.
   

              Рис.1                                            Рис.2

Прыжкообразный бег (рис. 3).

      При   беге  необходимо поочередно отталкиваться то одной,  то   другой   ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы.

       Руки при этом активно помогают движению. Упражнение     выполняется    быстрыми     короткими движениями (толчками) вперед- вверх.

Рис. 3

Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
Быстрый бег на 10—15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
Быстрый бег на 8—10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью.
Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.

Перед выполнением любых упражнений необходимо осведомиться о состоянии здоровья занимающихся. Постоянно контролировать их самочувствие, давать необходимые методические указания по технике выполнения упражнений, добиваться чёткого, правильного выполнения любого движения, вовремя исправлять ошибки.

В процессе тренировки обязательно сообщать теоретические сведения по анатомии, физиологии, истории данного вида спорта, Олимпийскому движению и т.д.

 

Оставьте комментарий для: "«Развитие скоростных качеств футболиста»"

Вы должны быть авторизованы для комментирования.