«Исследование системы физической подготовки юношей и девушек – новичков (12-13 лет) в академической гребле в годичном цикле»

КонспектРЕФЕРАТ

Подготовил: Бакшиш Владимир Эмирович

тренер-преподаватель отделения академической  гребли

МБОУДОД ДЮСШ МО Тимашевский район

2012 г.

Исследование системы физической подготовки юношей-новичков (13-15 лет) в академической гребле в годичном цикле подготовки

 

I

Одной из наиболее актуальных тем спорта в настоящее время является подготовка резерва. Исследования в области спортивной подготовки детей и юношества названы приоритетным направлением в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовки согласно Постановлению проблемного совета по физической культуре Российской Академии образования (Ю.Д. Железняк, П. К. Петров, 2002).

Подбор тренировочных средств и методов, соответствующих подготовленности юношей в академической гребле, рациональное построение тренировочных занятий, знание особенностей и закономерностей в подготовке, имеют существенное значение в воспитании гребцов-академистов.

  

Особенности организации и управление подготовкой юных спортсменов в академической гребле.

 

  1. Специальный отбор в группы академической гребли предполагает:
  • личностные качества;
  • антропометрические данные;
  • анкетирование (здоровье. характер, общительность, интересы);
  • развитие физических качеств
  1. Подготовка и тренировка юных гребцов. Новички   12-14 лет.

Тренировка направлена в основном на улучшение скорости двигательных реакций.

В этом возрасте преимущество тренирующихся детей перед  подростками, не занимающимися спортом,  особенно велико.  Если в это время не развивать быстроту, то в последующие годы, возникшее отставание трудно будет ликвидировать.

Взаимосвязь в развитии силы и быстроты достаточно полно проявляется в скоростно-силовых упражнениях. Например: в прыжках высоту и в длину. Наибольший прирост результатов в прыжках наблюдается от 12 до 13 лет.

Увеличение анаэробной мощности отмечается с 12 до 13-14 лет.

Ловкость несколько ухудшена, необходимы меры по профилактике травм опорно-двигательного аппарата

Развитие физической силы гребцов осуществляется в течение всего года преимущественно в форме скоростно-силовой тренировки. При этом ведётся целенаправленный процесс развития мускулатуры рук, ног, туловища путём выполнения специальных упражнений.

В рамках учебно-тренировочных занятий необходим регулярный контроль достигнутых результатов в данный момент и определение целей и задач на будущее.

Для обеспечения полной работоспособности организма только силы недостаточно. Дополнительно выполняется обширная программа вспомогательных упражнений на развитие основных двигательных качеств.

Предпочтение отдаётся различным видам гимнастики, бега, лыжам, плаванию и подвижным и спортивным играм.

С 14 лет можно приступать к развитию работоспособности. Предпочтение отдаётся длительным пешим, лыжным, лодочным походам.

При выполнении большого объёма  физической нагрузки присутствует фактор преодоления и воспитывается чувство коллективизма.

Способы и методы подготовки юных спортсменов должны учитывать местные возможности работы на воде и наличие инвентаря.

 На начальной ступени обучения гребцы занимаются преимущественно в парных лодках. Тренировке в лодке и развитию ловкости уделяется наибольшее внимание.

Упражнения на равновесие помогают новичку приобрести чувство уверенности в лодке. К таким упражнениям относятся следующие:

-поднимание и опускание внутренних рычагов весла (раскачивание лодки);

— одновременный нажим вниз на внутренние рычаги (балансирование лодки).

Особенно тщательно следует отрабатывать правильную свободную постановку рук. При вертикально поставленной лопасти тыльная сторона ладони должна являться как бы продолжением предплечья; большой палец слегка нажимает (снизу с внешней стороны) на рукоятку и, таким образом, на вертлюг.

От естественной   и   удачной   постановки   рук   зависит   положение лопасти в воде и построение всего гребка

Даже самые первые короткие гребки, выполняемые сначала с одного борта при неподвижной банке, должны выполняться безупречно с точки зрения техники.

Частая смена бортов развивает сноровку и хорошую реакцию у спортсменов. Начинающий может при этом хорошо наблюдать за работой внутренних рычагов и лопастей.

Одновременное движение вместе с банкой вырабатывает у него на этой стадии обучения ритмичность движений; кроме того, оно предотвращает излишнее расходование силы.

Овладение техникой поворотных маневров на ранней стадии обучения помогает гребцу свободнее управлять лодкой

Начальное обучение может считаться законченным, если достигнута координация движений, т.е. элементы движений, которые до сих пор отрабатывались отдельно, выполняются одновременно. Далее следует тренировка в лодках больших размеров.

Однако критерием овладения техникой является работа в лодке-одиночке. Если спортсмену удастся преодолеть в одиночке дистанцию 200 м за положенный промежуток времени, не отклоняясь в сторону от прямой линии и не касаясь воды лопастями весел при отводе их назад после гребка, то можно повысить требования к выполнению упражнений на равновесие и перейти к изучению техники старта.

Минимальным   требованием    при   построении тренером долгосрочного процесса роста   результатов своих воспитанников   является    овладение     основами    техники    и техникой выполнения чистого старта с частотой гребков, составляющей приблизительно 38 гребков в минуту.

После прохождения периода начальной подготовки начинается процесс систематической, планомерной тренировки.

В академической гребле требуется промежуток времени, равный 10 годам, для того, чтобы достичь мирового уровня.

Несмотря на то, что гребля по своей специфике является командным видом спорта, цели, поставленные в ходе тренировки, должны быть определены в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов.

Специальная тренировка в воде осуществляется круглый год в зависимости от местных условий и имеющихся материальных предпосылок.

В зимние месяцы для этого используется гребной бассейн (бетонированный бассейн с 4 или 8 местами для гребцов, в также гребной бассейн из пластмассы с 4 местами для гребцов).

В процессе тренировки на открытых, водоемах тренер сопровождает спортсменов своей команды в моторной лодке. Тренировка в малых лодках, а также одновременная тренировка нескольких лодок имеет преимущество, которое выражается в том, что при разном уровне мастерства гребцов обстановка тренировки приближается к соревновательной.

Наряду с постоянным совершенствованием техники цель тренировки на воде состоит в развитии общей выносливости. Благодаря использованию современных методов измерения могут быть подвергнуты анализу факторы, определяющие результат и то влияние, которое они оказывают.

На этой основе были получены точные данные для отдельных тренировочных периодов и годовых циклов.

Так, например, к концу подготовительного периода от тренировки общей выносливости переходят к выполнению требований, определенных спецификой соревнований при осуществлении регулярного контроля результатов, показанных при прохождении соревновательной дистанции.

В ходе занятий систематически повышается объем тренировки на выносливость. Наряду с физическим развитием и совершенствованием техники развивается «чувство» определения оптимальной частоты гребков и способность варьировать ее в соответствии с поставленной в ходе соревнований тактической задачей.

В целях осуществления контроля тренер использует специальные часы -так называемый счетчик числа гребков, деление циферблата которых составляет 10 сек, дополнительно по краю циферблата расположена шкала частоты.

Для технико-тактического обучения используются кинокамеры и видеомагнитофоны. Наряду с этим программа тренировки предусматривает ознакомление спортсменов с биомеханическими закономерностями протекания сложных процессов движений, а также ознакомление с правилами соревнований.

Сегодня существует масса альтернативных занятий спорту. Но юношеский спорт, несмотря на все его издержки, далеко не самый худший из путей для подростка.

Интересно, что греблей с одинаковым интересом занимаются как дети миллионеров, так и дети из малообеспеченных слоёв общества.

Для кого-то гребля  является просто временным увлечением, для кого-то может стать более высокой и качественной  ступенькой  в жизни.

Не каждый находит себя в этом суровом виде спорта.

Поэтому тренеру, работающему с детьми нужно быть особенно чутким и внимательным при наборе учащихся в группы начальной подготовки. Процесс селекции и отбора в команду для некоторых подростков может быть весьма болезненным.

Следует сочетать тренерскую принципиальность с максимальной деликатностью. Не ставить перед ребёнком заведомо не выполнимых целей и задач, ориентируя его на самосовершенствование как на сверхзадачу, за решением которой следуют спортивные достижения и победы.

 

  1. Личность тренера в юношеской гребле, его цели и задачи.

Личность тренера работающего с детьми,  во многом отличается от тренеров,  готовящих элитных гребцов.

Воспитывая у детей и подростков активность, сознательность и осознанность  необходимо комбинировать самые разнообразные средства и методы, максимально проявляя свой творческий потенциал.

«Тренер! Во время тренировки всем своим видом подчёркивай, что в мире нет ничего важнее того, чем ты сейчас занимаешься вместе со своими спор сменами»  Дж. Каунсилмен, тренер по плаванию.

Применительно к детским тренерам данное высказывание справедливо вдвойне и втройне.

Время, когда практически любой, даже очень посредственный,  тренер автоматически воспринимался подростком как особый человек ушло безвозвратно, да и значимость занятий спортом не так безоговорочна,  как раньше.

Детскому тренеру в любой момент нужно быть готовым отстаивать авторитет своего вида, доказывать его несомненные  преимущества перед другими видами спорта.

Отвечая на вопросы,  тренер должен давать убедительные, продуманные, аргументированные  ответы в ползу занятий академической греблей.

 

Самое главное – тренер сам должен в это непреложно верить.

II

Академическая гребля относится к циклическим видам спорта, для которых характерно значительное проявление выносливости и скоростно-силовых способностей. Комплексное развитие этих способностей требует применения широкого круга средств и методов подготовки.

 При этом многие вопросы по развитию основных физических способностей у юных гребцов еще недостаточно полно изучены, требуют научного обоснования, особенно в современных условиях.

Последние годы подчеркивается необходимость увеличения главным образом объемов, а не интенсивности тренировочных нагрузок при занятиях с юношами, в том числе по силовой подготовке (С. П. Семенов, 1980; В. Г. Никитушкин, И. С. Епишев, 2004). Рекомендуется через выносливость «идти» к развитию других физических качеств.

Однако не всегда принимается во внимание, что возраст 13-15 лет благоприятен не только для развития аэробных способностей, но и быстроты, гибкости, ловкости, координации движений. Оптимальное соотношение компонентов физической подготовки необходимо считать фактором повышения тренированности новичков.

 Учитывая актуальность данного вопроса целью нашего исследования является — изучение системы физической подготовки юношей-новичков в академической гребле.

Большинство работ по вопросам юношеского спорта, рассматривающих подготовку и обучение гребцов — академистов, выполнены достаточно давно (А.Ф. Дунаев 1973; Г.А. Гущин 1973; Л И. Иванов, 1976; Л.А. Егоренко 1978; С.П. Семенов, 1980 и другие).

 В вопросе оптимального содержания отдельных сторон подготовки начинающего спортсмена одни специалисты указывают на необходимость уже на первом году занятий добиваться четкого выполнения отдельных элементов техники, соблюдая правильную форму движений, другие придерживаются иного мнения и связывают эффективность начальной подготовки не с правильностью формы движений, а с количеством приобретенных самых разнообразных двигательных умений и навыков, с развитием физических способностей.

Требует конкретизации представления о начальной физической подготовке в академической гребле у юношей. Необходимо уточнить возможность развития выносливости в сочетании со скоростной подготовкой.

Одни специалисты указывают на целесообразность развития на первых этапах многолетнего совершенствования выносливости в основном аэробного характера, причем,  некоторые подчеркивают, что стайерская специализация в юном возрасте —  предпосылка последующих успехов и в спринте.

Другие же, напротив, считают, что большой объем длительной равномерной работы исключает изначальную ценность детского спорта — удовлетворять потребность в движениях в эмоционально окрашенной форме.

В работах некоторых авторов по гребному спорту (А. Ф. Дунаев, 1973, С. Е. Дьяков, 1973, В. П. Филин, 1982) отмечается, что выносливость достигает максимальных темпов роста в старшем школьном возрасте, и они рекомендуют (не через скорость к выносливости, а через выносливость к скорости и воспитанию других качеств).

Анализ опыта работы тренеров показал, что в практике подготовки юных гребцов в настоящее время применяются достаточно большие объемы тренировочных нагрузок.

Например, данные, полученные С. П. Семеновым по объемам тренировочных нагрузок, выполняемых юношами, занимающимися академической греблей, отражают объемы работы начинающих спортсменов по общефизической и специальной подготовке и количество скоростной гребли.

Полученные С. П. Семеновым данные приведены в таблице 1.

Параметры тренировочных нагрузок у гребцов 12-13 лет. 
(Семенов С. П., 1980)

Параметры тренировочных нагрузок Пер­вая груп­па Первая группа При­рост в
%
Вторая группа Вто­рая груп­па Прирост в про­центах
Возраст 12 13 % 12 13 %
Количество трен. дней 224 230 2,64 228 241 5,54
Количество заня­тий 242 267 9,82 270 306 12,50
Количество часов всего 627 748 17,33 740 917 21,36
В т. ч. по ОФП т. ч. СФП 359 268 412 337 13,74 22,8 380 360 437 480 13,95 28,57
Общий объем гребли в км 1072 1340 22,22 1620 2630 47,52
В т. ч. в скорост­ной гребле в км 204 308 40,62 304 673 75,53
Среднее кол-во км за час гребли (км-час) 5,33 5,30 0,56 6,00 7,30 19,53
Соотношение сред-в СФП и ОФП (в %) 42.70 -57.30 45.00 -35.00 48.65 -51.35 52.35 -47.65

 

 

Существенен вопрос о соразмерности развития физических качеств. А. В. Обухов (1985) считает необходимым одновременно развивать разные физические качества на всех этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.

Вполне обоснованы и рекомендации учитывать сенситивность детского и подросткового возраста для развития гибкости, быстроты и координационных способностей и именно им и необходимо уделять особое внимание. Н.Ж. Булгакова (1986) подчеркивает, что наступление сенситивного периода являются сигналом для аккордного применения тренировочной работы, направленной на развитие наиболее «благоприятных» качеств.

Особенностью планирования отдельных занятий на первом этапе многолетнего совершенствования является их комплексность, в большей степени соответствующая психическим и функциональным особенностям детей. Опыт работы с начинающими спортсменами показывает, что комплексные тренировки способствуют развитию практически всех физических способностей. Особенно они эффективны при развитии скоростно-силовых качеств.

Не полностью разработан вопрос о структуре годичной тренировки юных гребцов. В соответствии с хрестоматийным подходом выделяются: подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Однако такая классическая схема «работает» лишь на определенном отрезке многолетней подготовки. Авторы Т. В. Михайлова и А. Н. Беркутов (2004) в примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ справедливо указывают на то, что в соответствии с общими задачами для групп начальной подготовки в академической гребле (12-13 лет) соревновательный период в годичном цикле не выделяется.

На наш взгляд, важным представляется развитие у начинающих гребцов 13-15 лет гибкости и подвижности в суставах, которые зависят от тренировочных нагрузок при сочетании силового и стретчингового порядка.

Под подвижностью понимается амплитуда движения в одном суставе (В.П. Губа, 2003). Активная подвижность достигает самых высоких показателей для сустава независимо от соматического варианта развития подростка. Вопросы, касающиеся развития подвижности у юношей, специализирующих в академической гребле, и ее влияние на овладение техникой гребли практически не изучались.

При анализе специальной литературы по вопросу подготовки юношей в академической гребле выявлены общие закономерности: постепенно повышать нагрузки в тренировочном процессе юных гребцов, не форсировать нагрузки, развивать аэробные возможности организма, закладывать фундамент физической и технической подготовленности, использовать широкий круг средств для развития основных двигательных умений и навыков.

Рассмотренные в данной работе исследования по гребле академической проводились 20-25 лет тому назад, были эффективны, своевременны и не вызывают сомнений, однако сегодня одни положения требуют уточнения, дополнения, другие — новых исследований, новых подходов: ведь в спорте произошли перемены, тем более, что речь идет о юношеском возрасте.

Для дальнейшего исследования представляют интерес следующие проблемы в подготовке юношей:

  • возрастное развитие физических способностей юных гребцов и соответствие возрастных особенностей развития физических  качеств гребцов в сравнении с рекомендациями, оптимальными сроками формирования этих качеств у детей согласно положениям возрастной физиологии;
  • определение допустимых объемов тренировочных нагрузок для начинающих спортсменов 13-15 лет;
  • поиск новых путей воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена, их оптимизация и совершенствование в условиях тренировок в настоящее время;

Практическое использование полученных результатов в ходе будущих исследований по развитию подвижности суставов у юных гребцов, поиску оптимизации путей воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена, позволит с новых позиций подходить к построению тренировочных программ и режимов соревнований спортсменов младшей и старшей возрастных групп в академической гребле.

 

III

 Методические рекомендации

 

  1. Объём длительной равномерной нагрузки в возрасте 12-13 лет, на мой взгляд, не эффективен по ряду естественных причин:

а) дети в этом возрасте быстро утомляются, нарушается техника гребли, структура движений, потеря общей координации отдельных частей тела;

б) эмоциональная составляющая тренировочного занятия приобретает негативную окраску. Юный спортсмен на фоне утомления не видит результата своего труда.

Длительная равномерная гребля (35-40 мин.) юношами и девушками усваивается легче, если в общий объём тренировки на воде периодически включать технические упражнения, греблю с отягощением, греблю по номерам в командной лодке.

  1. На всех этапах подготовки в годичном цикле необходимо применять большое количество различных упражнений, развивающих повышенную подвижность в суставах, общую координацию в движениях. На первый взгляд не связанных с занятиями академической греблей напрямую.

Многолетняя практика показывает, что увлечение узкой специализацией гребцов-академистов в юном возрасте редко даёт  желаемые результаты и может привести к моральным и физическим травмам.

Исходя из вышесказанного,  рекомендуется регулярно и систематически развивать у подростков основные двигательные качества. Применять разнообразные средства физической культуры и спорта, ориентируясь на уровень физического развития и  личностные качества каждого занимающегося.

 

Литература

  1. Агеев Ш.К. Исследование периодических изменений специальных физических качеств гребцов./ Сборник научных трудов. Актуальные проблемы спортивной тренировки. -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1979. с. 57-60.
  2. Академическая гребля. / Под общей редакцией доктора Эрнеста Хер-бергера.- М.: Физкультура и спорт, 1979. 182 с.
  3. Александров И. И., Лукашук Ю. К., Усоскин Э. Г., Шишкин Н. Н., Егоренко Л. А., Кузнецова С. Л., Литвинова Н. Н. Исследование особенности адаптации организма юных спортсменов к напряженной мышечной деятельности на основе показателей энергетического обмена. / Сборник «Механизмы адаптации спортсменов к специфической мышечной деятельности». (Сборник трудов сектора физиологии). -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1976. с. 16-24.
  4. Алексеенко Э. М. Сила, техника, скорость. Статья. Журнал «Гребной спорт в России». -М,1998. N 1. с. 22-23.
  5. Алешин В. С. Тренировки и планирование в академической гребле. / Методическое пособие. — М.: Советский спорт, 1989. 89 с.
  6. Беленков А. Г. Выносливость. Статья в журнале «Гребной спорт в России». -М, 1998. N 1. с. 18-20.
  7. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 191 с.
  8. Гребной спорт./ Под общей редакцией Емчука И. Т. — М.: Физкультура и спорт, 1976. с. 203-215.
  9. Губа В. П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта// Теория и практика физической культуры. — 2000. — N 9. -с. 28-31.
  10. Дунаев А. Ф. Анализ и оценка тренировочных нагрузок в академической гребле : Сб. науч. тр. / ЛНИИФК Методика и техника подготовки гребцов. — Л., 1978. — с.123.
  11. Егоренко Л. А. Ульрих Е. С. Исследования переносимости тренировочных нагрузок юношами 15-17 лет в академической гребле. / Сборник научных трудов. Методика и техника подготовки гребцов. -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1978. с. 10-16.
  12. Егоренко Л. А. Исследование подготовки юношей гребцов в условиях общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля. Автореферат. Диссертация к. п. н. — Л, 1978. 24 с.

Оставьте комментарий для: "«Исследование системы физической подготовки юношей и девушек – новичков (12-13 лет) в академической гребле в годичном цикле»"

Вы должны быть авторизованы для комментирования.