Методические рекомендации тренерам – преподавателям, учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования спортивной направленности)
Введение
Данная методическая работа посвящена открытому занятию, и выбор этой темы не является случайным.
В современной системе подготовки спортсменов изменяются организационно-методические аспекты тренировочного процесса, появляются новые средства и технологии обучения, обновляется и модернизируется материально-техническое обеспечение спортивной деятельности, но тренировочное занятие остается главной
формой подготовки спортсменов различной квалификации.
Эта форма определяет социальный и педагогический статус спортивной школы, роль и место в становлении, развитии и тренера-преподавателя, и воспитанников.
С одной стороны с занятия начинается тренировочный процесс в спортивной школе, с другой стороны оно является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и воспитательного процессов.
Поэтому повышение качества подготовки спортсменов не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников в ДЮСШ через использование такой формы, как открытое занятие.
Открытое занятие представляет собой одну из старейших форм методической работы. Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое ритуальное действо, появился формализм этих занятий.
В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации и проведения открытых занятий как эффективной формы повышения педагогического профессионализма тренеров-преподавателей. Поэтому нами была определена основная цель составления методических рекомендаций, которая заключается в оказании методической помощи тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам в подготовке открытых занятий.
В методических рекомендациях будет раскрыта вся технологическая цепочка проведения открытых занятий в целостной педагогической системе спортивной школы. Особое внимание будет уделено методическому обеспечению подготовки присутствующих на открытом занятии тренеров-преподавателей или методистов. Так как участниками открытых занятий (тренер-преподаватель, подготовивший занятие, и коллеги, присутствующие на нем) равноправные субъекты в деятельности «учение-обучение», т.е. одновременно обучаются и те и другие, что способствует повышению профессионального уровня всех участников открытых занятий.
Общая характеристика открытого занятия
Открытые занятия представляют собой одну из давно применяющихся форм проведения методической работы, как для внутришкольной, так и для муниципальной службы образования. Для более детальной проработки данного вопроса необходимо определиться, что представляет собой занятие в системе образования.
Занятие, как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками применения отрезку образовательного процесса, в котором работа проводится с постоянным составом обучающихся. Ему присуща следующая совокупность признаков:
— наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей и задач;
— отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
— достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
— организация соответствующей деятельности обучающихся.
Целью открытого занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения и развития, обобщения приемов организации и контроля качества учебно-воспитательного процесса.
Задачей тренера, демонстрирующего открытое занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид занятий по различным формам обучения.
Опираясь на анализ научно-методической литературы можно выделить следующие основные цели открытых занятий в ДЮСШ:
— повышение квалификации (тех, кто пришел на занятие);
— экспертиза коллегами экспериментальной методики;
— обобщение и распространение передового опыта по обучению и развитию обучающихся;
— саморазвитие тренера-преподавателя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития преподавателя).
Вся процедура проведения открытого занятия условно делится на три этапа:
— предварительный этап;
— этап непосредственного проведения занятия;
— заключительный этап.
Далее по тексту будет представлен каждый этап с последовательными действиями, что и характеризует технологичность всего процесса проведения открытого занятия.
Подготовка открытого занятия
В начале учебного года составляется график проведения открытых занятий в каждом отделении ДЮСШ.
Заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляет единый график проведения открытых занятий, который доводится до сведения педагогов.
К проведению открытых занятий могут привлекаться не только опытные и творческие тренеры-преподаватели, но и молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки.
Организующему открытое занятие необходимо четко знать требования, предъявляемые к занятиям. Следует применять только основательно проверенные педагогические средства, методы, приемы.
После решения вопроса – какой опыт, и каких преподавателей будет изучаться на открытых занятиях – определяется конкретная методическая цель каждого открытого занятия, т.е. то, что должен он дать приглашенным тренерам.
Методическая цель может быть как общей, так и частной.
Общая цель формулируется как обобщение использования опыта работы тренера на занятии, а частная цель – изучение отдельных наиболее удачных приемов, средств обучения и развития.
Кроме того, цель может дифференцироваться в зависимости от назначения открытого занятия: стремление преподавателя к собственному повышению квалификации или распространение собственного опыта.
Для целенаправленного наблюдения за ходом открытого занятия присутствующие преподаватели также должны определить цель посещения.
Ниже представлены примеры методических целей открытых занятий и цели посещения занятий.
Методическая цель открытого занятия 1:
Обобщить работу по организации обучения техническому элементу на начальном этапе.
Цель посещения 1:
Изучить специфику работы тренера по обучению техническому элементу.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
Место технического элемента в подготовке спортсмена в избранном виде спорта.
Правильность и четкость постановки задач на занятии.
Средства, методы и методические приемы с учетом подготовленности занимающихся.
Анализ преподавателем качества выполнения технического элемента и его оценка.
Методическая цель открытого занятия 2:
Освоить методику учета и контроля адекватности нагрузки на предварительном этапе.
Цель посещения 2:
Проанализировать эффективность деятельности преподавателя по осуществлению учета и контроля адекватности нагрузки занимающихся на занятии.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
Формы учета и контроля адекватности нагрузки.
Использование дифференцированного подхода к занимающимся.
Объективность и информативность методов контроля.
Активизация самостоятельной деятельности и самоконтроля занимающихся на занятии.
Методическая цель открытого занятия 3:
Обобщение опыта по организации занятия с использованием технических средств обучения.
Цель посещения 3.
Изучить организацию занятия с использованием технических средств обучения.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
Разновидности использованных методов обучения с учетом специфики занятия.
Направленность ТСО на занятии.
Методические приемы преподавателя по решению основных задач.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии.
Методические особенности построения занятия.
В соответствии с методической целью занятия педагог выбирает такой материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства.
При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из периодической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок и т.п.
К открытому занятию необходимо составить план-конспект (проект) занятия с рациональным распределением времени занятия и указаниями деятельности воспитанников и педагога на каждом этапе открытого занятия.
План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и зам. директора по научно — методической работе.
На предварительном этапе тренер-преподаватель разрабатывает не только план-конспект, но и информационный проспект занятия (приложение 1).
В проспекте обозначается дата и место проведения; тема занятия; информация о группе воспитанников (название группы, возраст, спортивная квалификация), но самое главное – цель занятия. Ведь педагог приглашает коллег для того, чтобы продемонстрировать свои педагогические находки, свой опыт, а приглашенные – для того, чтобы поучиться, поэтому главное – сформулировать те научные и методические новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого занятия.
К открытому занятию педагог должен подготовить краткую характеристику группы, где будет проводиться занятие, и обоснование проекта предстоящего занятия (приложение 2).
Проект занятия отражает вопросы организации и методики учебно-тренировочного процесса на занятии (приложение 2). Характеризуя предстоящее занятие, преподаватель указывает, как он учитывал те или иные особенности группы при конструировании проекта.
Форма представления проекта вариативная и определяется самим педагогом. Как правило, в проекте обозначаются следующие ключевые моменты:
— место занятия в системе подготовке или программы, его цели, содержание материала, формы организации, обосновывая свой выбор;
— информация о структуре занятия, расходе времени на различных этапах, средствах и методах, запасных методических вариантах;
— прогнозирование возможных действий, реакции воспитанников, возможных результатов.
Информация о проекте предстоящего занятия может быть представлена в печатном виде до начала занятия, главное – познакомить присутствующих с обоснованием своих действий.
Рекомендуется по возможности более или менее четко определить, что представляет проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:
— это модификация своего прежнего опыта;
— заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;
— использование научных разработок ученых;
— результат научно-обоснованного и методически инструментированного эксперимента.
Часто обоснование проекта вызывает вопросы, в любом случае ответы должны быть аргументированы.
Подготовленный и оформленный проект (методическая разработка) занятия после рассмотрения на заседании научно-методического совета сдается в методический кабинет.
Проведение открытого занятия
За одну неделю до проведения занятия педагог или методист ставит в известность о проведении открытого занятия.
Приглашенные входят в зал до начала, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и занимающихся.
Перед проведением занятия преподаватель знакомит коллег с группой. Характеристика состава группы, уровня подготовленности (уровень физической и теоретической подготовленности), реальных возможностей занимающихся.
Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования программы; каковы результаты его деятельности.
Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия» (приложение 3).
Общее обсуждение открытого занятия проводит заместитель директора по УВР или ответственное лицо за подготовку занятия.
Цель обсуждения — оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.
Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
— тренер, проводивший занятие;
— приглашенные;
— методисты;
— представитель администрации, ответственный за методическую работу;
— тренер, проводивший занятие.
Первое слово предоставляется тренеру, который проводил открытое занятие. Анализ своего занятия — это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в из сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Тренер должен четко раскрыть цели и задачи занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.
Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических и специальных принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных и словесных методов.
В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.
В заключении выступают методист и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.
При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную, развивающую, обучающую роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
Обсуждение и подведение итога фиксируется в протоколе заседания тренерского совета, который проводится после проведения открытого занятия.
Список использованной литературы:
- Конаржинский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336с.
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов Высших Учебных Заведений: − М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. − 576 с.
- Прибыткова Г.К. Требования по подготовке и проведению открытого мероприятия: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. − 51с.
- Чучалина А.И. Открытое занятие как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя физкультурного вуза // Сб. научных трудов « Совершенствование высшего образования в сфере физической культуры». – Челябинск, 2009. – С.178-188.
Приложение 1
Форма информационного проспекта открытого занятия
«___» ____ 20___ г. в _____час. в ________________________
тренер-преподаватель ___________________________________
проводит открытое занятие в группе _________________,
отделение ___________________________________________
по теме: «__________________________________________________________»
Цель открытого занятия _______________________
______________________________________________________
Приложение 2
План (Проект) открытого занятия
Тема __________________________________________________
________________________________________________________
Раздел __________________
Тип занятия ____________________
Группа ____(кол-во уч-ся)________________________
Уровень подготовленности ________________________________________________________
Цели занятия:
Образовательная:________________________________________
Развивающая: __________________________________________
Воспитательная: ________________________________________
Методы обучения: _______________________________________
Формы организации: _____________________________________
Оборудование:__________________________________________
Раздаточный материал:___________________________________
Ход занятия:
Информация:
— о структуре занятия;
— расходе времени на различных этапах;
— средствах и методах, запасных методических вариантах.
Технологическая карта занятия:
Этап занятия | |
Цель \этапа
|
|
Время
|
|
Содержание работы
|
|
Деятельность тренера
|
|
Деятельность
занимающихся |
|
Методы, формы | |
Предполагаемый
результат |
Роспись тренера-преподавателя: __________________________
Дата_______________________
Приложение 3
«Лист наблюдения открытого занятия»
Отделение ____________Группа________ Дата _____________
Посещающий ___________________________________________________
Ф.И.О. тренера __________________________________________________
Воспитанников в группе _______ на занятии ___________
Тема занятия _______________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
Показатель | Критерии | Балл | |||
0 | 1 | 2 | |||
1. Целесообразность замысла, содержания занятия | 1.1. полнота поставленных задач УТЗ.
1.2.Соответствие содержания возрас-тным и индивидуальным особенно-стям обучающихся (занятия). 1.3. Соответствие целей занятия и его содержания. |
||||
2. Педагогическое мастерство.
|
2.1.Уровень мотивации обучающихся (воспитанников).
2.2.Оптимальность выбора форм, методов, технологий и т.д. 2.3.Соответствие выбранных форм, методов организации деятельности обуч-хся целям и содержанию УТЗ. 2.4.Адекватность и современность используемых средств обучения. 2.5.Оригинальность использования тренером методики, технологии. 2.6. Использование нестандартного инвентаря, оборудования и ТСО. 2.7. Адекватность тренировочных нагрузок. 2.8. Рациональность и эффективность использования времени занятия его темпа, а так же оптимальность чере-дования и смены видов деятельности. |
||||
3. Деятельность обучающихся (воспитанников)
|
3.1. Уровень активности заним-ся.
3.2. Наличие самостоятельных действий. 3.3. Включение воспитанников в рефлексивную деятельность (самоконтроля, самооценки). 3.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересован-ности обучающихся в ходе занятия. |
||||
4. Деятельность тренера.
|
4.1. Виды форм сотрудничества тренера и обучающихся.
4.2.Способность тренера к импрови-зации (гибкость, способность опера-тивно корректировать действия). 4.3.Общая культура тренера (речь, мимика, пантомимика, обаяние). 4.4.Создание тренером благоприят-ного психологического климата в группе. 4.5. Эффективность и объективность контроля за работой обучаемых. 4.6. Соблюдение правил техники безопасности в ходе занятия. |
||||
5. Оценки эффективности и результатов проведенного занятия
|
5.1.Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. | ||||
5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно | |||||
5.3.Степень развивающего и обучающего воздействия учебно-тренировочного занятия (чему и в какой степени научились). | |||||
5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию и в какой мере). | |||||
Общая оценка за занятие______________________________________
Выводы: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Роспись посетившего занятие _______________________