Технология подготовки и проведения открытых тренировочных занятий в детско-юношеской спортивной школе

Методические  рекомендации тренерам – преподавателям, учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования спортивной направленности)

Введение

Данная методическая работа посвящена открытому занятию, и выбор этой темы не является случайным.

В современной системе подготовки спортсменов изменяются организационно-методические аспекты тренировочного процесса, появляются новые средства и технологии обучения, обновляется и модернизируется материально-техническое обеспечение спортивной деятельности, но  тренировочное занятие остается главной

формой подготовки спортсменов различной квалификации.

Эта форма определяет социальный и педагогический статус спортивной школы, роль и место в становлении, развитии и тренера-преподавателя, и воспитанников.

С одной стороны с занятия начинается тренировочный процесс в спортивной школе, с другой стороны оно является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и воспитательного процессов.

Поэтому повышение качества подготовки спортсменов не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников в ДЮСШ через использование такой формы, как открытое занятие.

Открытое занятие представляет собой одну из старейших форм методической работы. Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое ритуальное действо, появился формализм этих занятий.

В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации и проведения открытых занятий как эффективной формы повышения педагогического профессионализма тренеров-преподавателей. Поэтому нами была определена основная цель составления методических рекомендаций, которая заключается в оказании методической помощи тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам в подготовке открытых занятий.

В методических рекомендациях будет раскрыта вся технологическая цепочка проведения открытых занятий в целостной педагогической системе спортивной школы. Особое внимание будет уделено методическому обеспечению подготовки присутствующих на открытом занятии тренеров-преподавателей или методистов. Так как участниками открытых занятий (тренер-преподаватель, подготовивший занятие, и коллеги, присутствующие на нем) равноправные субъекты в деятельности «учение-обучение», т.е. одновременно обучаются и те и другие, что способствует повышению профессионального уровня всех участников открытых занятий.

 

Общая характеристика открытого занятия

 

Открытые занятия представляют собой одну из давно применяющихся форм проведения методической работы, как для внутришкольной, так и для муниципальной службы образования. Для более детальной проработки данного вопроса необходимо определиться, что представляет собой занятие в системе образования.

Занятие, как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками применения отрезку образовательного процесса, в котором работа проводится с постоянным составом обучающихся. Ему присуща следующая совокупность признаков:

— наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей и задач;

—  отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;

—  достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;

—  организация соответствующей деятельности обучающихся.

Целью открытого занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения и развития, обобщения приемов организации и контроля качества учебно-воспитательного процесса.

Задачей тренера, демонстрирующего открытое занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид занятий по различным формам обучения.

Опираясь на анализ научно-методической литературы можно выделить следующие основные цели открытых занятий в ДЮСШ:

— повышение квалификации (тех, кто пришел на занятие);

— экспертиза коллегами экспериментальной методики;

— обобщение и распространение передового опыта по обучению и развитию обучающихся;

— саморазвитие тренера-преподавателя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития преподавателя).

Вся процедура проведения открытого занятия условно делится на три этапа:

— предварительный этап;

— этап непосредственного проведения занятия;

— заключительный этап.

Далее по тексту будет представлен каждый этап с последовательными действиями, что и характеризует технологичность всего процесса проведения открытого занятия.

Подготовка открытого занятия

В начале учебного года составляется график проведения открытых занятий в каждом отделении ДЮСШ.

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляет единый график проведения открытых занятий, который доводится до сведения педагогов.

К проведению открытых занятий могут привлекаться не только опытные и творческие тренеры-преподаватели, но и молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки.

Организующему открытое занятие необходимо четко знать требования, предъявляемые к занятиям. Следует применять только основательно проверенные педагогические средства, методы, приемы.

После решения вопроса – какой опыт, и каких преподавателей будет изучаться на открытых занятиях – определяется конкретная методическая цель каждого открытого занятия, т.е. то, что должен он дать приглашенным тренерам.

Методическая цель может быть как общей, так и частной.

Общая цель формулируется как обобщение использования опыта работы тренера на занятии, а частная цель – изучение отдельных наиболее удачных приемов, средств обучения и развития.

Кроме того, цель может дифференцироваться в зависимости от назначения открытого занятия: стремление преподавателя к собственному повышению квалификации или распространение собственного опыта.

Для  целенаправленного наблюдения за ходом открытого занятия присутствующие преподаватели также должны определить цель посещения.

Ниже представлены примеры методических целей открытых занятий и цели посещения занятий.

Методическая цель открытого занятия 1:

 Обобщить работу по организации обучения техническому элементу на начальном этапе.

Цель посещения 1:

Изучить специфику работы тренера по обучению техническому элементу.

Основные аспекты посещения открытого занятия:

Место технического элемента в подготовке спортсмена в избранном виде спорта.

Правильность и четкость постановки задач на занятии.

Средства, методы и методические приемы с учетом подготовленности занимающихся.

Анализ преподавателем качества выполнения технического элемента и его оценка.

 

Методическая цель открытого занятия 2:

 Освоить методику учета и контроля адекватности нагрузки на предварительном этапе.

Цель посещения 2:

Проанализировать эффективность деятельности преподавателя по осуществлению учета и контроля адекватности нагрузки занимающихся на занятии.

Основные аспекты посещения открытого занятия:

Формы учета и контроля адекватности нагрузки.

Использование дифференцированного подхода к занимающимся.

Объективность и информативность методов контроля.

Активизация самостоятельной деятельности и самоконтроля занимающихся на занятии.

Методическая цель открытого занятия 3:

 Обобщение опыта по организации занятия с использованием технических средств обучения.

Цель посещения 3.

Изучить организацию занятия с использованием технических средств обучения.

Основные аспекты посещения открытого занятия:

Разновидности использованных методов обучения с учетом специфики занятия.

Направленность ТСО на занятии.

Методические приемы преподавателя по решению основных задач.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии.

Методические особенности построения занятия.

В соответствии с методической целью занятия педагог выбирает такой материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства.

При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию,  подобрать материалы из периодической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок и т.п.

К открытому занятию необходимо составить план-конспект (проект) занятия с рациональным  распределением времени занятия и указаниями деятельности воспитанников и педагога на каждом этапе открытого занятия.

План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждается с заместителем  директора по учебно-воспитательной работе и зам. директора по научно — методической работе.

На предварительном этапе тренер-преподаватель разрабатывает не только план-конспект, но и информационный проспект занятия (приложение 1).

В проспекте обозначается дата и место проведения; тема занятия; информация о группе воспитанников (название группы, возраст, спортивная квалификация), но самое главное – цель занятия. Ведь педагог приглашает коллег для того, чтобы продемонстрировать свои педагогические находки, свой опыт, а приглашенные – для того, чтобы поучиться, поэтому главное – сформулировать те научные и методические новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого занятия.

К открытому занятию педагог должен подготовить краткую характеристику группы, где будет проводиться занятие, и обоснование проекта предстоящего занятия (приложение 2).

Проект занятия отражает вопросы организации и методики учебно-тренировочного процесса на занятии (приложение 2). Характеризуя предстоящее занятие, преподаватель  указывает, как он учитывал те или иные особенности группы при конструировании проекта.

Форма представления проекта вариативная и определяется самим педагогом. Как правило, в проекте обозначаются следующие ключевые моменты:

— место занятия в системе подготовке или программы, его цели, содержание материала, формы организации, обосновывая свой выбор;

— информация о структуре занятия, расходе времени на различных этапах, средствах и методах, запасных методических вариантах;

— прогнозирование возможных действий, реакции воспитанников, возможных результатов.

Информация о проекте предстоящего занятия может быть представлена в печатном виде до начала занятия, главное – познакомить присутствующих с обоснованием своих действий.

Рекомендуется по возможности более или менее четко определить, что представляет проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:

— это модификация своего прежнего опыта;

— заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;

— использование научных разработок ученых;

— результат научно-обоснованного и методически инструментированного эксперимента.

Часто обоснование проекта вызывает вопросы, в любом случае ответы должны быть аргументированы.

Подготовленный и оформленный проект (методическая разработка) занятия после рассмотрения на заседании научно-методического совета сдается в методический кабинет.

 

Проведение открытого занятия

 

За одну неделю до проведения занятия педагог или методист ставит в известность о проведении открытого занятия.

Приглашенные входят в зал до начала, занимают заранее  подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и занимающихся.

Перед проведением занятия преподаватель знакомит коллег с группой. Характеристика состава группы, уровня подготовленности (уровень физической и теоретической подготовленности), реальных возможностей занимающихся.

Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели;  с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования программы; каковы результаты его деятельности.

Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия» (приложение 3).

Общее обсуждение открытого занятия проводит заместитель директора по УВР или ответственное лицо за подготовку занятия.

Цель обсуждения — оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных  моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.

Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:

— тренер, проводивший занятие;

— приглашенные;

— методисты;

— представитель администрации, ответственный за методическую работу;

— тренер, проводивший занятие.

Первое слово предоставляется тренеру, который проводил открытое занятие. Анализ своего занятия — это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением   в   из   сущность,   задачи   с   целью   оценить   конечный   результат   своей   деятельности   путем   сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Тренер должен четко раскрыть цели и задачи занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.

Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических и специальных принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных и словесных методов.

В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.

В заключении выступают методист и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.

При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную, развивающую, обучающую роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.

Обсуждение и подведение итога фиксируется в протоколе заседания тренерского совета, который проводится после проведения открытого занятия.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конаржинский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336с.
  2. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов Высших Учебных Заведений: − М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. − 576 с.
  3. Прибыткова Г.К. Требования по подготовке и проведению открытого мероприятия: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. − 51с.
  4. Чучалина А.И. Открытое занятие как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя физкультурного вуза // Сб. научных трудов « Совершенствование высшего образования в сфере физической культуры». – Челябинск, 2009. – С.178-188.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Форма информационного проспекта открытого занятия

 

 

 

«___» ____ 20___ г.     в _____час.      в ________________________

 

тренер-преподаватель ___________________________________

 

проводит открытое занятие в группе _________________,

отделение ___________________________________________

 

по теме: «__________________________________________________________»

 

Цель открытого занятия _______________________

______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

План (Проект) открытого занятия

 

 

   Тема __________________________________________________

________________________________________________________

Раздел __________________

Тип занятия ____________________

Группа ____(кол-во уч-ся)________________________

 

Уровень подготовленности ________________________________________________________

Цели занятия:

Образовательная:________________________________________

Развивающая: __________________________________________

Воспитательная: ________________________________________

Методы обучения: _______________________________________

Формы организации: _____________________________________

Оборудование:__________________________________________

Раздаточный материал:___________________________________

 

 

 

Ход занятия:

 

Информация:

— о структуре занятия;

— расходе времени на различных этапах;

—  средствах и методах, запасных методических вариантах.

 

 

Технологическая карта занятия:

Этап занятия
Цель \этапа

 

 
Время

 

 
Содержание работы

 

 
Деятельность тренера

 

 
Деятельность

занимающихся

 
Методы, формы  
Предполагаемый

результат

 

 

Роспись тренера-преподавателя: __________________________

 

Дата_______________________

Приложение 3

 «Лист наблюдения открытого занятия»

 

Отделение ____________Группа________  Дата  _____________

 

Посещающий ___________________________________________________

 

Ф.И.О. тренера __________________________________________________

 

Воспитанников в группе _______  на занятии ___________

 

Тема занятия _______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

 

 

Показатель Критерии Балл
0 1 2
1. Целесообразность замысла, содержания занятия 1.1. полнота поставленных задач УТЗ.

1.2.Соответствие содержания возрас-тным и индивидуальным особенно-стям обучающихся (занятия).

1.3. Соответствие целей занятия и его содержания.

     
2. Педагогическое мастерство.

 

2.1.Уровень мотивации обучающихся (воспитанников).

2.2.Оптимальность выбора  форм, методов, технологий и т.д.

2.3.Соответствие выбранных форм, методов организации деятельности обуч-хся целям и содержанию УТЗ.

2.4.Адекватность и современность используемых  средств обучения.

2.5.Оригинальность использования тренером методики, технологии.

2.6. Использование нестандартного инвентаря, оборудования и ТСО.

2.7. Адекватность тренировочных нагрузок.

2.8. Рациональность и эффективность использования времени занятия его темпа, а так же оптимальность чере-дования и смены видов деятельности.

     
 3. Деятельность обучающихся (воспитанников)

 

3.1. Уровень активности заним-ся.

3.2. Наличие самостоятельных действий.

3.3. Включение воспитанников в рефлексивную деятельность (самоконтроля, самооценки).

3.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересован-ности обучающихся в ходе занятия.

     
4. Деятельность тренера.

 

4.1. Виды форм сотрудничества тренера и обучающихся.

4.2.Способность тренера к импрови-зации (гибкость, способность опера-тивно корректировать действия).

4.3.Общая культура тренера (речь, мимика, пантомимика, обаяние).

4.4.Создание тренером благоприят-ного психологического климата в группе.

4.5. Эффективность и объективность  контроля за работой обучаемых.

4.6. Соблюдение правил техники безопасности в ходе занятия.

     
5. Оценки эффективности и результатов проведенного занятия

 

5.1.Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.      
5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно      
5.3.Степень развивающего и обучающего воздействия учебно-тренировочного занятия (чему и в какой степени научились).      
5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию и в какой мере).      

 

Общая оценка за занятие______________________________________

Выводы:  _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

 

Рекомендации:     _____________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

 

Роспись посетившего занятие _______________________

Оставьте комментарий для: "Технология подготовки и проведения открытых тренировочных занятий в детско-юношеской спортивной школе"

Вы должны быть авторизованы для комментирования.