Технико – тактические взаимодействия игроков в нападении

 КонспектМетодическая разработка по дисциплине гандбол.

Автор: Стеценко Наталия Валерьевна, тренер-преподаватель отделения гандбола МБОУДОД ДЮСШ

Пояснительная записка

Гандбол — очень атлетическая и жесткая игра. Интеллигентностью там и не пахнет. Все очень просто и прямолинейно. Если смотреть со стороны — это игра вообще примитивная. Такой зрелищности и захватывающих комбинаций, таких ударов и бросков, как в футболе или баскетболе, в гандболе увидеть очень сложно. Но это для людей не посвященных.

В гандболе все делается очень быстро и скрытно. Да и вообще это атлетическая игра, а не шоу для зрителей. В каждой игре есть какие-то свои прелести. Иначе гандболом никто и не занимался бы.

Гандбол — это командная контактная игра, чем-то похожая на баскетбол и регби. Ведут и передают мяч почти как в первом, а бегают и толкаются как во втором. Поэтому некоторые методики тренировок будут схожи. Но далеко не все.

Так как же следует тренироваться гандболисту? Мы разделим тренировки на три составляющие:

1.Физическая подготовка гандболистов – повышение основных показателей требуемых в гандболе – взрывную скорость, силу, ловкоть и выносливость.

2.Индивидуальная технико-тактическая подготовка, а именно тренировка единоборства для защитников и броски по воротам в нападении

3.Групповая тренировка, в которой будут рассмотрены основные приёмы с участием 2-х игроков в различных позициях, персональная опека при игре и взаимодействие игроков команды друг с другом

Говорить о каком-то специфическом развитии, вернее о влиянии гандбола на физическое развитие очень сложно. По тем же причинам, что и в других играх. В любом игровом виде спорта тренироваться всегда приходится больше, чем играть. В спортивном гандболе тренировка, кроме игровой и специальной технической, как минимум на половину атлетическая, направленная и на специальную, и на общую физическую подготовку.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Введение
  3. Заключение
  4. Рецензия


Гандбол — это командная контактная игра, чем-то

похожая на баскетбол и регби

В командах высшей квалификации при совершенствовании тактической комбинации последовательность применения средств с определённой направленностью та же, что и в группах спортивного совершенствования. Отличием является то, что игроки команды мастеров совершенствуют не ряд тактических комбинаций, а их совокупность, выраженную в тактической схеме. За счёт использования подготовительной тактической комбинации и тактических комбинаций, логически выходящих из основной, достигается усложнение в их выполнении, которое способны исполнить только подготовленные гандболисты высокой квалификации.


Бросок в падении

Введение.

Методика обучения.

Подготовка гандболиста начинается с овладения техникой и основами индивидуальной тактики. Вначале она проходит как единая для всех игроков, но постепенно всё более дифференцируется в зависимости от специализации игроков.

Обучение начинается с овладения, стойкой и передвижениями по площадке: в начале по прямой, затем с изменением направления. Для этого используются различные упражнения в беге с сочетанием прыжков, поворотов, остановок. В первое время эти упражнения выполняются без противника, в среднем темпе и изолированно от других приёмов игры, но постепенно они всё более усложняются введением противодействий, повышением скорости и соединением со всеми элементами техники. Передвижениям в защите уделяется столько же внимания,» сколько и передвижениям в нападении. Совершенствование работы ног проходит в условиях единоборства и в игре.

Изучение техники владения мячом начинается с овладения ловлей и передачей. Обучение этим приёмам проходит одновременно:

  • передача согнутой рукой сверху и ловля двумя руками мяча, летящего на средней высоте;
  • передача согнутой рукой сбоку и ловля мяча, летящего высоко и в стороне от игрока.

    Остальные способы ловли и передачи осваиваются позже. Сначала занимающиеся выполняют ловлю и передачи во внеигровых, максимально упрощённых условиях (стоя на месте и без сопротивления противника). Затем переходят к выполнению передач в движении. Условия выполнения целесообразно усложнять постепенно и в определённой последовательности:

  1. Передача вперёд.
  2. Передачи сторону — диагональные и продольные.
  3. Передача назад.

Соответственно усложняется и ловля мяча. Очень важно включать в упражнения элементы соревнования на точность, правильность и быстроту выполнения передач. Особое место занимают упражнения с сопротивлением защитников. Выполняя их, занимающиеся приобретают нужные тактические навыки: выбор момента и направления передачи, сочетание передачи с финтом. Большую пользу приносят и командные игры с борьбой за мяч.

Обучение ведению лучше всего начинать после того, как занимающиеся овладеют ловлей и передачей мяча: тем самым будет уменьшена опасность ведения, не оправданного игровой обстановкой. Важно разъяснить занимающимся, что в командных действиях ведение играет вспомогательную роль и поэтому злоупотреблять им нельзя. Вначале ведение выполняется на месте, затем переходят к ведению с постепенным увеличением скорости передвижения.

В качестве упражнений используется ведение по прямой, с изменением скорости и направления, с обводкой стоек змейкой, ведение по прямой, ведение с последующей передачей и броском и т. д.

Этапы

годичного цикла

Общеподготови специально —

тельный подготовительныйПредсоревновательный

Направлленность

занятий Развитие

Совершенствование Обучение

взаимодей

 

ствиям сКоординац

ионных

технических передвижению в

противодействием

 

защитникоспособностей

элементов тактической комбинации

в

 

Обучение

Усложнённому

тактическому

передвижению

Обучение

 

различным вариантам тактических комбинаций

Целостное

выполнение

комбинации

 

 

Условия выпол

нения Без мяча

Упрощённые Упрощённые,

Конкретное Усложнён-

задание ная

С мячом

Усложнённые стандартные

защитнику

игровая практика

С несколькими

защитники в численном

меньшинстве

 

 


Броскам в ворота обучают после того,

как занимающиеся научатся ловить мяч

и удерживать его одной рукой

Броскам в ворота обучают после того, как занимающиеся научатся ловить мяч и удерживать его одной рукой. Занимающихся знакомят с броском согнутой рукой сверху с места, затем в движении (без скрестных шагов).

После объяснения и показа занимающимся предлагается несколько подобных попыток. Затем выполняются специальные подводящие упражнения (броски -передачи ударом об землю между двумя партнёрами расстояния 9 — 12м; броски в тренировочную стенку и т. п.).

Следующий этап обучения — броски в ворота. Акцент должен делаться на точность, а не на силу броска. Для этого целесообразно выполнять броски в цель, установленную в воротах (круги, квадраты, щиты, полотнища и пр.). Полезны также броски в ворота по команде тренера, указывающего точку нападения. Расстояние до ворот вначале составляет 6 — 7м.

Постепенно возрастает и скорость разбега. От бросков, выполняемых прямо перед воротами, последовательно переходят к броскам под все более острым углом. Завершается этот этап обучения бросками в движении вдоль вратарской площадки справа налево и слева направо.

Целесообразна следующая последовательность бросков:

1) с шагом с места;

  1. после трёх шагов выполняемых с места;
  2. после ведения;
  3. в движении после ловли мяча, летящего навстречу, с боку, сзади;
  4. после ловли в прыжке с остановкой;
  1. после обводки блокирующего защитника;
  2. то же после финта.

    По мере совершенствования навыка в броске нужно всё чаще использовать упражнения, приближенные к игровой обстановке.

    К числу таких упражнений относятся различные эстафеты, конкурсы «снайперов» и упражнения с преодолением сопротивления защитника, который вначале должен быть строго ограничен в своих действиях.

    В дальнейшем, занимающиеся совершенствуются в упражнениях тактического характера, связанных с обыгрыванием вдвоём или втроём 1 — 2 защитников.

    Основная форма организации таких упражнений — поточное выполнение задания.

    Для овладения броском в прыжке могут быть использованы следующие упражнения:

  3. передача мяча в прыжке, передвигаясь шагом и бегом;
  4. броски в движении на ворота, выполняя разбег на три шага;
  5. то же, но после двух шагов и после ведения;
  6. броски через планку, установленную на стойках для прыжков;
  7. броски с разбега под углом к воротам (сначала с левой стороны);
  8. специальные игры с бросками над сеткой;
  9. броски над руками пассивного защитника и из-за заслона;
  10. броски с обыгрыванием активных защитников (вдвоём, втроём, впятером).


    После овладения броска согнутой рукой сверху переходят к изучению броска согнутой рукой сбоку.

    полусредним и бросок в ворота выполняются практически беспрепятственно.

    Обратный пас краю. Крайний нападающий передаёт мяч ближнему полусреднему и бежит к центру за линией свободных бросков. Полусредний имитирует атаку, сближаясь с защитой, но передаёт мяч пробегающему сзади крайнему, который после этого резко меняет направление, атакуя ворота. Защитники переключаются на опеку крайнего с мячом, но он неожиданно передаёт мяч центральному нападающему, который параллельно с ним также двигается в сторону ворот. Защита смещается за мячом дальше, а крайний входит в линию и, получив мяч, завершает комбинацию.


    Организация технической и тактической подготовки.

    После совершенствования отдельных частей тактической комбинации следует этап, на котором происходит объединение составных частей в единую тактическую комбинацию.

    Всё оставшееся время до соревнований следует уделить совершенствованию взаимосвязей между игроками при выполнении тактической комбинации при постепенно усложняющихся условиях.

    Также особое внимание уделяется правильному выполнению тактических комбинаций в товарищеских играх и турнирах, предшествующих основным соревнованиям.

    Двое нападающих одновременно прижимают защитников, мешая им выйти вперёд или блокировать бросок в ворота, который выполняется в прыжке над головами своих же партнёров.

    Успех комбинации решает умение нападающего сохранить возможность передачи мяча из положения плотного единоборства (для этого крайний оставляет мяч внизу и сзади себя).

    Проход в край.


    Два полусредних располагаются как можно дальше друг от друга во второй линии нападения. Линейный — в центре, но несколько смещён к одному из полусредних. Мяч разыгрывается между полусредними и крайними с набеганием полусредних и крайними с набеганием полусредних и имитацией броска. Линейный всякий раз пытается якобы выполнить двойку или двойку с отворотом.

    При одном из набеганий ближнего полусреднего линейный неожиданно выбегает за второго защитника и заслоном обеспечивает полусреднему проход в сторону фланга, где легко разыгрывается численное преимущество нападения: полусредний и крайний нападающие против одного защитника.

    Заслон центру.

    Центральный нападающий уводит своего опекуна, действуя с мячом как для входа в линию под полусредним, сам же неожиданно передаёт мяч противоположному полусреднему.

    Одновременно Центральный делает финт и уходит вдоль площади вратаря на позицию под полусредним с мячом. Линейный заслоняет центрального защитника и обеспечивает партнёру проход на свободное место в линии, откуда защитник вышел на полусреднего. Передача мяча

    Последовательность обучения бросков такова:

    1) броски — передачи с отскоком мяча от площадки (с места, шагом, подскоком, в движении) в парах (расстояние между занимающимися 10 — 12м);

    броски под сетку

    1. и под руками в специальных играх типа перестрелки;
    2. броски — передачи под руками неподвижного партнёра;

      4)    броски у тренировочной стенки под планкой, установленной на высоте70- 100см;
      5)
          броски в ворота с места и в движении (без сопротивления защитников);

    3. то же, но с использованием чучел и пассивным сопротивлением защитников;
    4. броски при активном противодействии защитника с использованием финтов;
    5. броски при активном противодействии нескольких защитников в игровых упражнениях тактического характера.

      На первом этапе обучения броску с падением, основной задачей является отработка правильного приземления.

      Предварительно большое внимание должно быть уделено специальной акробатической подготовке занимающихся.

      Выполнению броска в полном виде обычно предшествуют специально подводящие упражнения: имитация броска без мяча на матах, бросок теннисным мячом и т. п. В дальнейшем используются упражнения:

  • в броске с падением на маты из исходного положения, стоя на коленях;
  • с шагом вперёд — в сторону;
  • с поворотом и падением из исходного положения — стоя спиной к воротам;
  • после ловли мяча в прыжке.

Позднее в упражнение включается защитник, атакующий игрока с мячом вначале с дальней стороны от мяча, затем спереди и со стороны мяча. Через некоторое время могут быть использованы упражнения с участием двух защитников. Один из подобных упражнений является игра 3 на 2 с применением бросков в нападении.

После овладения бросками согнутой рукой приступают к изучению бросков прямой рукой сверху и снизу, располагаясь вначале лицом, а затем спиной к воротам. Последовательность овладения этими бросками остаётся в основных чертах прежней. Параллельно с овладением техникой броска, занимающиеся учатся быстро и правильно оценивать игровую обстановку, предшествующую броску в ворота. Важно выработать у занимающихся умение в момент ловли мяча наблюдать за положением игроков противника.

Изучение финтов начинают с первых шагов обучения. Сначала осваиваются финты без мяча, затем финты с мячом, главным образом при передачах.

Несколько позже приступают к изучению финтов при бросках и ведении мяча. От простых финтов постепенно переходят к более сложным.

На первых порах финты выполняют в упрощенных условиях — против неподвижного партнёра или предмета. В дальнейшем выполнение упражнений включается защитник. Темп движения ускоряется.

Закрепление усвоенного проводится в условиях единоборства двух и более игроков. При этом защитников вначале несколько ограничивают в ответных действиях. Совершенствование в финтах проходит в упражнениях тактического характера и в учебных играх со специальными заданиями.

Обратная тройка.

Исходная расстановка та же. Крайний нападающий начинает то же движение, но мяч отдаёт полусреднему несколько раньше, а сам отступает немного назад. Полусредний имитирует атаку на ворота в сторону центра, и тотчас за ним в коридор устремляется крайний нападающий. Теперь линейный выполняет заслон второму защитнику, сдерживая его движения в сторону центра, а крайний выбегает из-под заслона, получает мяч и бросает его в ворота. Третий защитник в это время сместился для опеки полусреднего. Эти две комбинации полезно проводить последовательно, чтобы лишить защиту уверенности относительно того, в какую сторону будет развиваться комбинация.

Обратный вход.

Расстановка нападающих прежняя. Крайний входит в коридор далее линейного. Полусредний с мячом начинает смещаться по линии свободных бросков в сторону края. Неожиданно крайний нападающий поворачивается и идёт на своё место. Линейный к этому моменту занял позицию между крайними защитниками. Теперь задача крайнего состоит в том, чтобы из-под заслона линейного выйти на ударную позицию, получив мяч от полусреднего, который в свою очередь увёл крайнего защитника далеко на фланг.

Двойное прижатие.

Из той же расстановки крайний входит в коридор. Линейный нападающий, прижимая защитника, пытается создать для партнёра небольшую брешь (она слишком мала и не обеспечивает возможности провести бросок), одновременно передавая мяч полусреднему, который точно в этот момент оказывается сзади крайнего нападающего.

Нападающий, передавший мяч, стремится с ходу занять место выходящего защитника, получить там мяч и завершить взаимодействие броском в ворота.

Смена мест.


Нападающие, меняясь местами и постоянно передавая мяч, друг другу, пытаются индивидуально обыграть своих опекунов на разных игровых местах, выбирая момент для проведения одной из заготовленных заранее комбинаций взаимодействия.

Взаимодействия трёх игроков.


Взаимодействия любой тройки игроков нападения могут проводиться пол самой разнообразной программе. Однако в первую очередь сыгрываются тройки игроков, располагающихся на соседних игровых местах: крайний — линейный — полусредний одного и другого флангов; полусредний — линейный полусредний; разыгрывающий — линейный -полусредний; крайний — полусредний — разыгрывающий и т. д. Согласованные взаимодействия этих звеньев — исключительно важный раздел тактической подготовки команды, и ему необходимо уделять постоянное и большое внимание.

Тройка.

Линейный нападающий становиться между вторым и третьим защитниками, полусредний и крайний — на своих обычных местах. Крайний с мячом начинает проход в коридор, затем резко старается прорваться между двумя крайними защитниками, одновременно передавая мяч полусреднему, который смещается в угол. За полусредним устремляется крайний защитник. Теперь крайний нападающий прижимает второго защитника к линии площади вратаря, а линейный использует этот заслон, выбегает в сторону края, получает мяч от полусреднего и завершает комбинацию.

Изучение действий в защите проводят параллельно с изучением приёмов нападения. Вначале осваиваются стойка и передвижения. Кроме этого переходят к действиям против игрока- с мячом, где сначала овладевают перехватом передачи, блокированием и выбиванием мяча у ведущего, позже — противодействием финтами и блокированием мяча при броске.

Изучаемое действие сначала выполняется в медленном темпе на месте или в движении. В некоторых случаях начинают с имитации приёма. В дальнейшем защитник взаимодействует с партнёром, специально помогающим ему в проведении защитного приёма. Первоначально целесообразны упражнения, не связанные с атакой ворот, позднее приходят упражнения с противником, действующим определённым способом. По мере овладения приёмом нападающим разрешается действовать всё более активно и без особых ограничений. Упражнения

приобретают игровой характер, где лучше всего закрепляются и совершенствуются защитные навыки.

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите первоначально строится по принципу персональной опеки.

Ознакомившись с техникой передвижений, занимающиеся правильному возвращению в защиту и держанию игроков без мяча. Для этого применяются упражнения в единоборстве с нападающим, прорывающимся к воротам, упражнения в перехвате мяча при передачах и в действиях при численном перевесе (2на1).

Затем акцентируется внимание на выборе места и противодействии игроку, владеющему мячом на различных местах площадки (держание ведущего, входящего в позиции для броска и бросающего в ворота).

В результате занимающиеся должны овладеть навыками противодействия нападающим, играющим на разных позициях: на линии, на краю, сзади.

Освоение каждого технического приёма проходит в порядке постепенного нарастания трудности. Для примера разберём ход изучения блокирования. После показа и объяснения занимающиеся выстраиваются в шеренгу и по сигналу тренера (например, замах для броска) имитируют блокирование. Затем переходят к упражнениям:

  1. броски — передачи между 2 игроками с одним блокирующим;
  2. броски в тренировочный щит с блокированием (в парах);

    3)    блокирование бросков в ворота: блокирующий остаётся у 6-метровой; блокирующий выходит к бьющему;
    4 ) атака с броском 2 нападающих против 3 и 2 защитников;

    5)    игра в одни ворота 6 на 6 (нападающим разрешается бросать

    только из — за 9-метровой линии

     

    Обучение вратаря начинается с освоения стойки и техники передвижения. Первоначально вратарь упражняется в действиях, непосредственно не связанных с защитой ворот: ему нужно ознакомиться со своей ролью в простейших подвижных играх с защитой любой цели. Затем вратарь переходит к тренировке в воротах; добиваясь уверенной ловли и отражения брошенных в него мячей. После этого осваивается техника задержания мячей брошенных в углы и отскочив от пола. Силу бросков увеличивают постепенно и также постепенно меняют направление бросков, посылая их во все трудно защищаемые точки. Научившись отражать броски с фронтальных позиций, вратарь переходит к защите против бросков с крайних точек площадки и над площадкой вратаря

    Взаимодействия задних игроков.

    Скрестное смещение. Полусредний или центральный нападающий с мячом движется вперёд под небольшим углом к воротам, смещаясь в сторону партнёра, и имитирует бросок в ворота, стягивая переводит бросок в ворота, используя образовавшуюся между защитниками брешь. Взаимодействие будет успешным только в том случае, если первый нападающий правдоподобно имитирует атаку и бросок, мяч передаёт лишь в самый последний момент, а второй нападающий не боится столкновений с защитником соперника.

    Перевод мяча.

    Полусредний нападающий почти от боковой линии с ходу идёт в атаку на бросок в ворота. На 8 — 9-м метре его встречает защитник.

    Вся защита сдвинута в сторону атаки полусреднего. Применяя финт, нападающий ещё больше стягивает защиту и передаёт мяч на место противоположного полусреднего, который также набегает к зоне свободных бросков по своему игровому месту.

    Пока партнёр распоряжается мячом, задача первого полусреднего как можно быстрее отойти в исходное положение и начать новое набегание. Действуя, таким образом по челночному принципу, набегающие выбирают наиболее благоприятный момент для атаки ворот или, в результате ошибки защиты, для другого более острого взаимодействия с одним из партнёров по нападению.

    Вход в линию.


    Нападающий имитирует атаку и передаёт мяч полусреднему, который идёт на бросок, вытягивая на себя защитника.

    Передавая мяч, нападающий одновременно стремиться любым способом удержать защитника, чтобы он не успел за линейным. Получив мяч, линейный завершает связку броском с угла.

    Совершенствование техники и тактики игры вратаря проходит во всех упражнениях, включающих ловлю, передачи,

отражение мяча

Обучение завершается освоением тактики взаимодействия с защитниками при бросках с игры, со штрафных и свободных бросков. Параллельно постоянно совершенствуется техника передач в прорыв после быстрой обработки брошенного мяча.

При обучении вратаря широко применяются специальные упражнения:

  • в ловле мячей, отскочивших от стены после броска из-за спины вратаря;
  • в отражении мячей с поворотом к бросающему и т. п.

    Большое место занимают также специальные подготовительные упражнения: акробатические, прыжковые, на развитие гибкости и быстроты реакции.

    Немалую пользу вратарю приносят упражнения у тренировочного щита с ребристой поверхностью, а также занятия другими видами спорта: акробатикой, прыжками на батуте, волейболом.

    Совершенствование техники и тактики игры вратаря проходит во всех упражнениях, включающих ловлю, передачи, отражение мяча. При этом особое внимание нужно обращать на развитие умения видеть поле и руководить обороной ворот.

    Обучение тактически целесообразному использованию технических приёмов проходит одновременно с овладением самим движением. Необходимо рассказать о тактическом назначении приёма и типовых условиях его применения. Вслед за кратковременным выполнением изучаемого движения в облегченных условиях переходят к упражнениям, в которых с помощью того или иного приёма решается несложная тактическая задача. Обычно бывают действия на определённых позициях в ходе игры. Затем тактические задачи решаются в результате единоборства двух игроков. Позднее индивидуальные действия изучаются как основные элементы группового взаимодействия.

    К изучению согласованных действий в нападении приступают почти одновременно с овладением необходимыми для этого техническими приёмами — передачей и броском.

    Обучение начинается с действий при численном перевесе (2на1; Зна2), как элементов атаки быстрым прорывом.

    Вслед за этим осваивают взаимодействие при равном числе игроков. От простых взаимодействий (2на2) переходят к более сложным формам (ЗнаЗ; 4на4; Зна4). При этом в первую очередь изучают приёмы освобождения без мяча после передачи и выхода на свободное место.

    Вначале это будут передачи выходящему в удобную позицию, позже — обратные передачи нападающему, освобождающемуся от опеки противника рывком без мяча. Затем переходят к действиям со сменой мест, сначала без ведения при прорыве, далее с ведением и при позиционном нападении.

    Действия при встречных и скрестных перемещениях дополняются изучением заслонов. Кроме того, отрабатываются типовые взаимодействия между игроками, действующими на смежных позициях: полусредний -линейный, полусредний — крайний и т. д.

    После того как основные приёмы парного взаимодействия будут освоены, переходят к изучению согласованных действий трёх и большего числа игроков. Причём их изучение обязательно связывается с разучиваемой системой нападения против определённых вариантов защиты.

    После объяснения, показа на макете и на площадке изучаемое взаимодействие выполняется в упрощенных условиях: без защитников и в замедленном темпе.

Линейный нападающий использует это движение защитника, открывается в противоположную сторону, получает мяч и выполняет бросок в ворота.

Двойка с отворотом.

Исходное положение то же, что и в предыдущей связке. В момент выхода одного из защитников линейный нападающий следует за ним. В момент сближения полусреднего и защитника (выходящего) линейный выполняет заслон отсечку. Теперь полусредний легко проходит в сторону заслона и на него переключается второй защитник. Линейный же отворачивается от заслоняемого защитника и резко возвращается к линии площади вратаря, где получает мяч, и беспрепятственно проводит бросок в ворота.

Передача в линию.

Полусредний с мячом движется под углом к воротам, имитируя бросок. Защитники могут по очереди выходить на нападающего. Линейный использует движение защитников, резко перебегает между ними на свободное место и, получив мяч, завершает взаимодействие.

Обратная двойка.

Полусредний после смены мест начинает движение с мячом от края. Линейный располагается между крайними защитниками. Полусредний уводит с собой второго от края защитника (имитирует проход, бросок) и передаёт мяч линейному.

Линейный в начале движения полусреднего прижимает крайнего защитника, а затем отрывается от него в сторону центра и завершает взаимодействие броском мяча в ворота.

Смена в краю. Крайний нападающий с финтом атакует по месту крайнего защитника, стремясь увести его дальше от фланга и вплотную с ним сблизиться, но держа мяч таким образом, чтобы его можно было

передать пробегающему в этот момент сзади линейному (это может быть и нападающий противоположного края. ) Получив мяч, линейный завершает «связку» броском с угла

Пас в линию.

Крайний нападающий с мячом выходит на бросок в ворота под острым углом. Вместо броска следует передача мяча линейному через зону, который ждёт этого паса и легко уходит от защиты, завершая связку. Передача в линию может исполняться и с других мест, когда защита ослабляет бдительность опеки линейного нападающего.

Откидка.

Линейный располагается между крайними защитниками, стремясь теснить их ближе к центру. Крайний отходит за линию свободных бросков. Получая мяч с движением в сторону фланга, крайний нападающий рывком уводит защитника в угол и резко отдаёт мяч линейному, который поворачивается к нему лицом, блокируя защитника, и затем проводит бросок в ворота.

Взаимодействие полусреднего и линейного.

Двойка. Линейный стоит между двумя защитниками. Полусредний с мячом идёт на бросок. Один из защитников выходит вперёд для блока. Полусредний с финтом смещается в сторону, чтобы заставить второго защитника сделать движение вперёд для подстраховки вышедшего партнёра.

Позже в упражнение включаются пассивные защитники. Заключительный этап состоит в закреплении изучаемого взаимодействия в игровых условиях при меньшем, равном и большем количестве защитников.

Параллельно с изучением групповых действий в нападении происходит овладение приёмами защиты против них.

К этому времени занимающиеся уже владеют техникой и индивидуальной тактикой защиты и могут согласовать свои действия друг с другом. Вначале изучаются групповое блокирование, подстраховка игрока, действующего против нападающего с мячом, и взаимодействие при численном перевесе (2наЗ). Затем осваивается переключение при заслонах и встречных передвижениях. На следующем этапе переходят к согласованным действиям 3-4 защитников при равном и большем количестве нападающих.

Каждый приём изучается с помощью постепенно усложняющихся упражнений. После объяснения и показа приёма занимающиеся выполняют его против условного нападающего или игрока, противодействующего в замедленном темпе. Постепенно скорость действий доводится до соревновательной. Закрепление материала проводится в игровых упражнениях и двусторонней игре. При этом одновременно изучается определённая тактическая система игры в защите.

Обучение командным действиям в нападении начинается с быстрого прорыва. Изучение быстрого прорыва проходит постепенно. Овладев простейшими индивидуальными действиями, приступают к изучению основ взаимодействия между двумя игроками в различных фазах атаки. В первую очередь осваивают правильные действия при переходе в контратаку.

Обучение взаимодействию лучше всего начинать с простейших комбинаций, основанных на передачах мяча вратарём полевому игроку. Изучается также взаимодействие между игроком, овладевшим мячом, и отрывающимся партнёром.

Следующий этап — изучение действий при завершении атаки (2на1; Зна2; 4наЗ). Для этого осваиваются передачи без смены и со сменой мест в движении (в парах, тройках, четвёрках).

Завершающий этап — изучение взаимодействий в атаки с участием всех игроков команды. Вначале отрабатывается прорыв длинной передачей, затем короткими передачами.

Команда учится переходить в прорыв сначала после ловли мяча вратарём, затем при перехватах, вбрасываниях. В это же время осваивается завершение атаки при численном равенстве и с участием игроков второй линии прорыва.

Овладение системой проходит с помощью специально подобранных упражнений. На первых порах они обычно выполняются без защитников и не на полной скорости. Затем в упражнение включаются защитники, число и сила сопротивления которых постепенно увеличиваются и по мере совершенствования достигают полного равенства с нападающим. Закрепление системы проходит главным образом в игровых упражнениях с уменьшенным составом.

Предлагаемые упражнения, которые используются при обучении быстрому прорыву :

  • передачи мяча в парах в движении с обыгрыванием одного защитника и броском в ворота;
  • то же в тройках против 1 — 2 защитников.
  • передачи мяча вратарём вышедшему вперёд партнёру (рис. 1).

В момент атаки крайнего полусреднего имитирует стремление сместиться к центру. В последний момент крайний резко передаёт мяч полусреднему, а сам выходит к линии площади вратаря за крайнего защитника и прижимает его, заслоняя от воздействий на полусреднего, который теперь быстро смещается в сторону края из-за заслона атакует ворота

Прорезание защиты.

Получив мяч, крайний устремляется в угол, уводя туда своего опекуна. Используя предварительные ложные движения, полусредний устремляется между крайними защитниками, получает мяч и завершает комбинацию. Здесь действия полусреднего обычно проходят при активном воздействии на него двух защитников, и от нападающего требуется большая самоотверженность, смелость.

Скрест.

Полусредний с хода, из-за линии свободных бросков атакует с мячом, стягивая на себя защитников. ‘ В момент выпрыгивания для завершающего броска (7 — 8) сзади полусреднего прибегает крайний, ему передаётся мяч, и он действует в зависимости от ситуации — бросает в ворота, входит в линию, создаёт численное преимущество на другом фланге или начинает взаимодействие с другим партнёром.

Взаимодействие крайнего и линейного. «Коридор» с отсечкой. Крайний нападающий с мячом врывается в коридор. Проходя мимо линейного, он имитирует атаку на бросок. Линейный в этот момент отсекает находящегося сзади него защитника, повернувшись к нему спиной (и находясь боком к воротам). Следует передача мяча линейному (лучше с отскоком от пола) и завершение связки броском мяча в ворота.

Крайний защитник смещается в сторону центра, а крайний нападающий резко набегает к площадки вратаря и с разбегу высоко выпрыгивает над ней. Полусредний набрасывает мяч крайнему в воздухе, и тот завершает комбинацию броском в ворота. При выполнении вбегания крайнего под очень острым углом вместо броска по воротам он может передать мяч линейному нападающему, который заранее ждёт этой передачи и сам завершает атаку. Данная связка проводится также во взаимодействии крайнего с любым другим нападающим задней линии.

Вариантом комбинации (особенно при численном преимуществе нападающих) может быть связка, когда мяч передаётся полусреднему быстро и неожиданно с другого фланга. Здесь полусредний и крайний набегание вперёд выполняют почти одновременно и передача — получение мяча проводится в опорном положении.

Заслон — отдача. Крайний нападающий с мячом, используя отвлекающие движения, устремляется в атаку между двумя крайними защитниками. Одновременное полусредний смещается на край, и за ним обязан последовать один из защитников — крайний. Мяч передаётся полусреднему, и крайний нападающий теперь поворачивается ко второму защитнику (от края), спиной отсекая его от мяча. Полусредний, сместившись слегка в сторону края и уведя туда защитника, передаёт мяч в образовавшееся «окно» крайнему, который и завершает комбинацию, или «зарабатывает»7-метровый штрафной бросок.

Заслон края. Крайний с мячом атакует, используя финт, так чтобы сблизиться с двумя крайними защитниками и увести их как можно дальше от фланга.

  • быстрый прорыв 4 нападающих против 3 защитников (после броска в ворота) — рис. 2.
  • игра в одни ворота (ЗнаЗ, 4на4 и т. д.) с переходом в прорыв по сигналу или после того, как вратарь овладеет мячом.

    К изучению позиционного нападения приступают вскоре после начала изучения быстрого прорыва. В первую очередь занимающиеся знакомятся с определённой расстановкой (сначала без линейных игроков) и функциями нападающих. После этого переходят к изучению простейших элементов тактического взаимодействия с ближайшим партнёром. К их числу прежде всего относятся действия 2 игроков, основанные на передаче с последующим выходом, а затем — на смене мест.

  • Вслед за этим изучаются заслоны: вначале статические и без мяча, потом с мячом и активным продолжением. Каждый игрок должен изучить несколько наиболее простых способов обыгрывания защитника с помощью партнёра.
  • После этого переходят к освоению функций и взаимодействий игроков на определённых местах при позиционном нападении. С этой целью осваивается взаимодействие с 2 — 3 ближайшими партнёрами по атаке, и с в первую очередь с линейным, крайним и полусредним нападающим.
  • Следующий этап — изучение взаимодействия 3-4 нападающих и использование заслона, выхода в освобождающуюся зону, встречного и скрестного перемещения, группового заслона.

    Эти приёмы изучаются вначале в упражнениях без защитников или с пассивным противником, позже используются упражнения игрового характера: атака 3-4 нападающих против меньшего и равного числа защитников (Зна2, 4наЗ, 4на4).

Завершающий этап — изучение действий команды против определённых систем защиты противника при равном и неравном соотношении игроков.

Основным средством изучения и закрепления командных действий является игра 6х6 в одни ворота. Одна команда обусловленным образом защищается, а другая старается выполнить разучиваемые варианты тактического взаимодействия.

По мере овладения изучаемым материалом условия игры должны всё более приближаться к настоящему соревнованию.

Одновременно с изучением средств нападения уделяется внимание и командным действиям в защите. Причём трудности обучения защите заставляют выделять для этого не меньше времени, чем для освоения нападения.

Первой рассматривается система личной защиты. Естественному стремлению новичков бороться за мяч сразу же после его потери больше всего отвечает личная защита по всей площадки.

Затем переходят к защите на своей половине, приручая занимающихся концентрировать силы на основном направлении атаки.

Следующим шагом будет изучение зонной защиты и простейшего варианта 6-0 (упражнения, используемые при обучении варианту 6-0). Далее осваиваются и другие расстановки игроков при зонной защите и перестроении я в зоне по ходу атаки. Этот раздел заканчивается изучением зоны 3 — 3 (3 — 2 — 1) и перехода к личному держанию в зоне.

После овладения зоной 5 — 1 и 4 — 2 переходят к аналогичным вариантам смешанной защиты. В дальнейшем осваивается личная защита по всему полю (прессинг) и переход от одной системы к другой в ходе игры и на протяжении одной атаки.

Тотчас следует обратный пас, и реализовать выгоды создавшегося положения не представляет труда. Такое же положение можно создать и на другом игровом месте. Если обратный пас проводится для крайнего игрока, то его партнёр — полусредний должен более активно атаковать между двумя крайними защитниками. Тогда после обратного паса в угол завершение атаки будет простым и естественным делом. Однако обратным пасом нельзя злоупотреблять, применять его следует эпизодически.

При обучении обратному пасу и его отработке наиболее важно, чтобы игроки, выполняющие этот приём, перед тем, как отдать мяч обратно, максимально обостряли свои атакующие действия, более естественно имитировали проход или бросок, вызывая защиту на себя.

Параллельное и скрестное смещение — в принципе аналогические действия. В первом случае нападающий без мяча перемещается параллельно с движением партнёра с мячом и получает преимущество за счёт того, что защитник выполняет подстраховку, и в момент передачи мяча позиция нападающего относительно защитника оказывается предпочтительнее.

При скрестном перемещении нападающий получает преимущество за счёт разницы скоростей движения в момент передачи мяча между нападающими: защитник тормозил движение, подстраховывая партнёра, а нападающий набирал скорость, заранее зная свой манёвр.

Рассмотрим основные взаимодействия между отдельными нападающими. Взаимодействия полусреднего и крайнего. Воздушная комбинация.

Получив мяч, полусредний устремляется в атаку на ворота между двумя крайними защитниками.

Тактические взаимодействия нападающих выполняются обычно на завершающей фазе определённых действий команды (комбинация, перемещения, разыгрывание мяча). Поэтому здесь наиболее важно (на фоне индивидуального тактического и технического мастерства) добиваться отличного понимания друг друга, присутствия духа товарищества, высокого уровня бойцовского настроя на победу, достижения запланированного результата.

В связи с этим взаимодействия игроков постоянно должны разучиваться и отрабатываться в мельчайших деталях, практически почти на каждой тренировке и с учётом ранее выполненной работы, её качества.

Среди приёмов, используемых нападающими при взаимодействиях, очень важными являются обратный пас, параллельное и скрестное смещение. Наибольшее же внимание должно быть обращено на обратный пас.

Этот тактический приём взаимодействия нападающих представляет собой наибольшую ценность. Но, к сожалению, в практике этот приём используется явно недостаточно.

При быстро ведущей игре он может принести атакующим ощутимую пользу. Например, полусредний нападающий имитирует атаку, сближаясь с защитником, но в самый последний момент передаёт мяч к центру площадки своему партнёру, который движется вперёд и в сторону от полусреднего. В момент передачи мяча полусредним его опекун — защитник сделает естественное движение в сторону вслед за мячом (так необходимо играть в защите, потому что там, где мяч, должно быть и численное преимущество защитников). Этого движения достаточно, чтобы полусредний нападающий быстро оказался за спиной защитника.

Позиционное нападение.

Нападение в ручном мяче имеет два вида: стремительное нападение -конкретно проводится против неорганизованной защиты и постепенное нападение — ведётся против организованной защиты. В свою очередь, постепенное нападение подразделяется на позиционное, и комбинационное. В данной статье мы рассмотрим принципы организации позиционного нападения.

Сущность позиционного нападения состоит в том, что все нападающие игроки команды занимают на поле места, определённые заранее согласно принятой расстановке и игровым амплуа, и ведут атакующие действия за счёт изменения темпа передач мяча и проведения тактических комбинаций, передвигаясь преимущественно лишь в свой зоне и почти без смены мест.

Наиболее действенным средством усиление атаки при позиционном нападении является изменение темпа передач мяча. Например, мяч может передаваться между отдельными игроками нападения относительно медленно.

При этом нападающие получают мяч стоя на месте, затем выполняют движение вперёд или финт и передают мяч следующему игроку и т. д.

Если при такой игре крайние защитники активно выходят вперёд и мешают нападающим получать мяч на фланге, то крайние нападающие должны либо отойти глубже к линии ворот, либо перейти на подвижную игру на своём месте, с неожиданным выбеганием за линию свободных бросков.

Основными средствами тактического воздействия нападающих на соперника при этом будут отвлекающие действия, финты, игровые связки между партнёрами, скидки мяча, тактические комбинации, неожиданные броски в ворота. В целом такое нападение можно назвать статическим позиционным нападением.

Если же защитники играют наиболее активно и в центре площадки выходят вперёд до линии свободных бросков, стремятся связать нападающего с мячом, то нападение меняет темп передач, увеличивая его и ставя защиту в более сложное положение

Одновременно с этим должна измениться и манера поведения каждого игрока нападения.

Прежде всего, нападающий получает мяч, не стоя на месте.

Он активно движется в рамках отведённого ему участка нападения: смещается вправо, влево, идёт вперёд, оттягивается назад, и всякий раз, получает мяч, использует своё движение для усиления созданного партнёрами напряжения в защитных порядках соперника, максимально стягивая защиту, изматывая её своими быстрыми и быстротечными действиями. Это главное

Основными же средствами тактического воздействия на соперника будут: индивидуальный обыгрыш защитника, параллельные и скрестные перемещения нападающих, передвижения без мяча, игровые связки между партнёрами,

Относительно тактики нападения и её в дальнейшего развития сводятся к следующему: ведущие гандбольные команды мира отказались от многоходовых тактических комбинаций, заметно сократили количество комбинаций в 4 — 5 передач, перешли в заключительных частях атаки к выполнению сверх коротких комбинаций в 1 — 2 передачи.

Таким образом, решающее значение в тактике нападения приобрели взаимодействия игроков и индивидуальная тактическая подготовка каждого нападающего.

Отсюда и очевидные задачи дальнейшей подготовки гандболистов по тактике нападения, основу которой должны составить взаимодействия игроков, их сыгранность, умение полностью использовать индивидуальные сильные стороны игры отдельных нападающих.

Эти задачи в равной степени относятся как к команде, даже на этапе её начального обучения. Какие бы задачи ни стояли перед коллективном, на любом этапе тренировок отработка взаимодействий между нападающими должна быть среди главных направлений работы, проводиться систематически, подкрепляться чёткими индивидуальными и командными планами.

Сейчас обоснованно можно сказать, что индивидуальная подготовка нападающего (включая его тактическую подготовку) составляет творческую основу всех коллективных действий команды, а тактические взаимодействия нападающих, выступающих преимущественно на соседних игровых местах, -главная база тактической подготовки команды.

Поэтому вопросу тактического взаимодействия нападающих должно быть уделено большое внимание.

Подобные упражнения должны включать все игровые связки принятых командой на вооружение тактических комбинаций. Вначале они выполняются без защитников, затем с имитацией противодействия защиты, а позднее в узловых моментах комбинации это момент передачи мяча линейному игроку, ставится активная защита, одной из задач которой будет и создание условий для разновариативного продолжения упражнений, т. е. условий творческого поиска развития атаки

В практике игры часто бывает так, что команды, разучившая отдельные тактические комбинации, начинает играть слабее, чем до их изучения. Происходит это потому, что тактическая подготовка в такой команде ведётся недостаточно серьёзно. Кроме того, необходимо всегда учитывать противодействия защиты, неожиданно меняющуюся игровую обстановку. В этих условиях обучения (а в дальнейшем и во время игры) важно предусматривать

срыв в развёртывании данной комбинации. Но гандболисты при этом не должны теряться, останавливаться. Игроки обязаны найти новое решение, молниеносно использовать изменившуюся ситуацию, разыграть другую комбинацию. Если в команде тактические комбинации отрабатываются по этому принципу, то в предстоящих соревнованиях самым грозным оружием команды обязательно станет коллективная тактика нападения.

Взаимодействие игроков.

В целом тактика нападения — широкое понятие. Мы рассмотрим наиболее важное и значимое его звено, составляющее как бы основу, фундамент всей тактики нападения – взаимодействия нападающих игроков.

стандартный для команды взаимодействия звеньев и линий нападения, проведение общекомандных комбинаций, разнообразные броски в ворота.

В целом такое нападение можно назвать динамичным позиционным нападением.

Практические возможности совершенствования атакующих действий безграничны. Поэтому динамичное и статичное позиционное нападение далеко не исчерпывает всех своих возможностей. Нападение должно и может быть усилено.

Усилие атакующих действий в позиционном нападении проводится за счет изменение манеры ведения атаки игроками задней линии нападения, увеличения общей подвижности, использования скрестных перемещений, наиболее активных действий без мяча, эпизодической смены мест нападающих, дальнейшего возрастания темпа атаки.

Использование в игре перечисленных факторов создаёт новую разновидность позиционного нападения. Назовём его ударным

В чём же суть этого нового, наиболее активного позиционного нападения? В том, что значительно расширяется арсенал средств тактического воздействия на соперника. Кроме того, теперь нападающие задней линии нападения передают мяч только в движении. Для наибольшего усиления атакующей мощи эти нападающие, не владея мячом, быстро отходят назад и в стороны, а затем набегают к линии свободных бросков для получения мяча.

Это условие ставит перед нападающим сложную техническую (и индивидуально -тактическую) задачу: пройти как можно дальше с мячом, стянуть на себя защиту и затем, имитируя бросок в ворота, создать для другого нападающего (тоже набегающего) численное превосходство в месте его атаки.

Сложность этого действия состоит в том, что нападающий должен одновременно внимательно наблюдать за действиями защитников (если они неуважительно относятся к нему, не подстраховывают друг друга, не ставят двойной пли групповой блок, нападающий вместо передачи мяча сам атакует ворота броском), чтобы точно по времени и месту передать ему мяч.

Использование возможности выполнять эти действия со сменой мест делают нападения наиболее грозным.

Таким образом, ударное позиционное нападение в главном характеризуется так: активные действия без мяча, получение мяча только в движении. К этому добавляется неограниченный арсенал индивидуальных, групповых и командных тактических действий, проводящихся обязательно в интенсивном темпе. Причём все эти основные требования ведения ударного нападения в равной мере касаются всех игроков команды, в том числе нападающих для линейного игрока.

Ударное позиционное нападение, так же как динамичное и статическое, периодически должно заменяться на другие системы атакующих действий, используемых данной командой.


Формирование тактики позиционного нападения во многом также зависит и от наличия в команде определённых исполнителей. Так, если тренер располагает группой отличных бомбардиров, способных уверенно завершать атаки бросками со средних и дальних дистанций, то в основе тактических действий команды должны быть тактические комбинации с их завершением игроками задней линии и нападения.

Прежде всего это комбинации таранного типа, свойственные стилю ведения ударного позиционного нападения. Например:

действий и инициативы. Все это повышает интерес школьников к занятиям, дисциплинирует их, способствует развитию игрового мышления

Большое значение овладение коллективной тактикой нападения имеет проведение комплексных упражнений, в основе которых лежат задачи отработки тактических перемещений игроков с передачами мяча. Крайний нападающий с мячом резко устремляется в коридор и отдаёт мяч полусреднему (отрабатывается точность передачи мяча двигающемуся вперёд партнёру).

Полусредний имитирует атаку с броском в ворота и вновь отдаёт мяч пробегающему сзади партнёру (отрабатывается естественность, правдоподобность имитации атаки и броска, а также умение неожиданно и точно отдать мяч бегущему сзади партнёру).

Затем, крайний резко передаёт мяч противоположному полусреднему, который обязательно должен издалека набегать к линии свободных бросков (отрабатывается точность передачи и чёткость ловли мяча в движении под углом друг другу).

Полусредний с мячом атакует, взаимодействуя с линейным игроком (вначале без защиты, а затем с одним и двумя противодействующими защитниками: отрабатывается передача — скидка мяча, линейный заслон, финт и др.). Получив мяч, линейный игрок передаёт его крайнему, который повторяет упражнение в другую сторону.

Если передать мяч линейному нельзя, он заблокирован защитой, то полусредний сразу передаёт его на край, чтобы темп упражнения не затухал. Для этого около крайних игроков должно лежать несколько запасных мячей. Рис.12

Методика осуществления коллективных тактических действий предусматривает наличие у игроков достаточно высокого уровня технической готовности, а также общей и специальной физической подготовки.

В противном случае заниматься вопросами коллективной тактики нецелесообразно.

Приступая к отработке коллективных тактических действий, необходимо, чтобы игроки уже прошли азы индивидуальной тактической подготовки, имели бы чёткое представление об игровых взаимодействиях, могли практически продемонстрировать тактических тактические связки — комбинации между игроками соседних амплуа, выполняли групповые действия в звеньях.

Такая тактическая вооружённость игроков создаёт наиболее благоприятные условия для успешного овладения командной тактикой в целом и в частности позиционным нападением.

Другим обязательным условием овладения тактикой позиционного нападения является систематическое проведение теоретических занятий по тактике.

Каждая комбинация, каждая связка, взаимодействие вначале разбираются на макете, демонстрационной доске и только потом отрабатываются на площадке. Каждое практическое занятие в свою очередь должно разбираться на теоретическом занятии, где уточняются задачи игрокам, предоставляется возможность творческого осмысления своих действий по моментам развёртывания комбинаций, акцентируется внимание игроков на типичных ошибках исполнения,

Атака по центру. Разыгрывающий 2 атакует с мячом, сближаясь с защитой, передаёт мяч полусреднему 3, а сам выполняет заслон центральному защитнику. В момент атаки игрока 3 на него обычно выходит защитник, это использует линейный нападающий 5, выбегает из –под заслона игрока 2, получает мяч и завершает комбинацию. 19

Если же защитник не выходит вперёд (игрок 3 может завершить атаку и броском в прыжке через блок), то нападающий 5 ставит ему заслон. Теперь между заслоняющим 2 и 5 нет игрока соперника и в эту щель в защите устремляется (или использует её для броска в прыжке, без блока) игрок 4, получающий мяч от игрока 3.

  1. Атака справа. Атакует разыгрывающий 2, сближаясь с защитой, уводит её несколько влево, передавая мяч левому полусреднему 3, который также сближается с защитой и отбрасывает мяч на край резко выбегающему оттуда по линии свободных бросков игроку 4. Теперь вся защита заметно сместилась за мячом влево. Атака завершается справа: правый полусредний 5 издалека и резко набегает вперёд, получает длинный пас и затем выполняет бросок в ворота. Рис.2

  2. Атака слева. Правый полусредний 2 начинает атаку и резко отдаёт мяч правому крайнему 3, а сам уходит за линию под левого полусреднего. Место игрока 2 занимает разыгрывающий 4.

    Крайний 3 входит в коридор (со встречными передачами с игроком 4), а затем быстро переводит мяч набегающему от боковой линии полусреднему 5, который, взаимодействуя с игроком 2 (прижимает защитника, выполняет заслон, открывается для получения мяча и т. д.), завершает атаку. Рис.4

    Каждая из приведённых комбинаций может выполняться в любую сторону. Кроме того, тренер аналогичные комбинации в состоянии разработать в зависимости от возможностей, особенностей индивидуальной подготовленности своих воспитанников.

    Крайний Г.

    Игрок 2 с мячом смещается влево, ставит заслон выдвинутому защитнику (или персональному опекуну игрока 3) и передаёт мяч освобождающемуся от опеки игроку 3.

    Внимание защиты (с переключением и подстраховкой) приковано к действиям опасного нападающего 3.

    Одновременно с этим игроком с края резко входит в коридор без мяча игрок Г. Игрок 3 отдаёт мяч стремительно бегущему партнёру Г, который проводит его набегающему полусреднему 4.

    Линейный 5 блокирует защитника, а мяч быстро передаётся стремительно врывающемуся между выходящим защитником и заслоном игроку Г, который и завершает атаку броском в ворота с линии. Рис. 11

    Каждая такая комбинация является фирменной, она принадлежит конкретному игроку команды, может называться его именем.

    Подобная практика позволит тренеру решать задачи психологической подготовки игроков.

    В частности, нападающие игроки целеустремлённо готовятся к выполнению таких комбинаций, помогают более чётко отрабатывать детали своим подыгрывающим партнёрам, сознательнее совершенствуют элементы техники (ведение, финт, передачу, заслон) и т. д.

    Команда обычно применяет фирменные комбинации в наиболее ответственные моменты игры, когда особенно необходимо забить гол (например, в сложных концовках игры).

    Решение на проведение комбинации данного игрока принимается коллективно, что значительно повышает ответственность исполнителя. Всё это в целом имеет и большое воспитательное значение.

Бросок с линии ворот

Если же в команде нет мощных бомбардиров, но она располагает игроками, уверенно ведущими атаки с позиции передней линии нападения, то тактическая вооружённость такого коллектива должна в большей мере предусматривать комбинации с завершающим броском от линии площади вратаря.

Вот такие комбинации:

По центру. Разыгрывающий 2 отдаёт мяч игроку 3, а сам уходит в линию. Игрок 3 атакует, стягивая на себя защитников и переводит мяч другому полусреднему 4, куда за мячом смещается защита. Игрок 4 с хода и с финтом уводит выходящего защитника в сторону фланга. Одновременно линейный нападающий 5 выбегает из-под заслона разыгрывающего, получает мяч и завершает комбинацию. Рис.5


Справа. В момент атаки и передач мяча между игроками 2, 3, 6 левый крайний 4 отрывается от своего опекуна и без мяча бежит по зоне на заслон. В момент атаки игрока 3 крайний 5 использует заслон игрока противоположного фланга, входит на место выходящего защитника, получает мяч и завершает атаку. Рис. 6

Слева. Полусредний 2 с мячом набегает по своему месту издалека, затем резко отдаёт мяч разыгрывающему 3, который продолжает набегание, смещаясь ближе к другому полусреднему 4, и так же быстро отдаёт ему мяч. Игрок 4 максимально смещает защиту на себя, сближаясь с ней, и в последний момент передаёт мяч игроку 2, который во время предыдущих передач отошёл слегка назад и в сторону, а теперь тоже набегает и, получив мяч, уходит в сторону фланга. Линейный 5 отсекает от игрока 2 второго от края защитника, поэтому крайний нападающий 6 оказывается без опекуна, ему передаётся мяч, и он завершает атаку с угла. Рис.7

В командах с ровным составом игроков передней и задней линии нападения, тренер может вводить (в целях ведения более разнообразной игры и наиболее чёткого управления командой) небольшие временные циклы атак

В одном случае команда нападает, используя таранные действия задних игроков, а затем быстро переходит на атаки с завершением с передней линии.

К такому режиму атакующих действий могут быть отнесены и комбинации, где завершающую часть выполняет определённый игрок — А, Б, В и т. д.

Например:полусредний А.

Игрок 2 выходит на край и ставит заслон защитнику. Крайний нападающий 3 с мячом входит в коридор и быстро передаёт мяч игроку 4, а сам идёт на заслон следующему защитнику по линии. Игрок 4 передаёт мяч игроку А, который на относительно большой площади должен теперь обыграть своего опекуна. Имея впереди свободный путь к воротам.

Если обыгрыш не удастся, то следует передача мяча в линию игрокам 2 и 3, опекуны которых будут озабочены подстраховкой защитника, опекающего нападающего А. Рис.8

Разыгрывающий Б.

Игрок Б с мячом имитирует атаку по центру, отдаёт мяч полусреднему 2, который уже начал смещение в сторону фланга. Одновременно крайний нападающий 3 вбегает между крайними защитниками, ставя заслон второму из них. Рис. 9

Игрок 2 уводит крайнего защитника в угол и передаёт мяч выбегающему из-под заслона игроку Б, который завершает комбинацию.

Линейный В.

Мяч последовательно передаётся игроками 2, 3, 4. Теперь игрок 4 с ведением устремляется в сторону фланга, а навстречу с ведением, как бы для смены мест, идёт игрок 5 и ставит заслон третьему защитнику от края. Игрок 6 уводит на край защитника, растягивая защиту Теперь синхронно действуют игроки 4, 5 и В.

Игрок 4, отвлекая на себя второго защитника, передаёт мяч игроку В, который использует заслон игрока 5 и выходит на позицию для беспрепятственного броска в ворота. Рис. 10