Альтернативный спорт

  1. Альтернативный спорт

 

Сокс

 Сокс был придуман в Америке в 70-х годах. Называли его в то время Hack the Sack. Самый первый мячик для сокса набивали бобами. В дальнейшем сокс стал развиваться в нескольких направлениях. Одно из них – Footbag Net или Volley Sock, когда мяч падает через сетку. А самое сложное и красивое направление – Fottbag Freestyle. Здесь игроки должны придумывать бесконечное количество новых движений. Это и спорт, и искусство одновременно.

Еще со времен Тамерлана в Средней Азии существовует игра, очень похожая на сокс – чинга.

Сокс — игра миллионов

Это действительно так. Само название игры — SOCKS, переводится с английского как «носки» или «чулки», потому что изначально мячиком для игры служил чулок, набитый чем-нибудь сыпучим. Весь «прикол» в том, чтобы таким же «сыпучим» был и мячик — благодаря этому его легко удержать даже на носке кед. Кстати сказать, самая подходящая обувь для сокса — это кеды. А впрочем, подойдет все, что не на высоком каблуке и не стесняет движения.

Эта игра —  уличная. Правила ее незатейливые: количество игроков не ограничено, но их должно быть больше двух. Они встают в круг, чеканят мячик ногами (на носок, пятку или коленку) и перебрасывают его другому. Правила разрешают принимать мячик и на грудь. Но ни в коем случае нельзя дотрагиваться до него руками! Иначе — штраф, притом не очень приятный: каждый игрок дает провинившемуся пинок. Даже когда мячик упал на асфальт, необходимо поднимать его с помощью ног.

Поговаривают, что первыми додумались набить чулок горохом жители американских черных кварталов. Те самые, что когда-то придумали граффити и рэп. Научиться соксу не сложно — достаточно пару раз попробовать, а на третий-четвертый все уже получается само собой.

 

Экипировка

Для игры в сокс идеально подходят скейтерские кеды. Мягкая, легко гнущаяся обувь позволяет стопе свободно вращаться во всех плоскостях. Рифленая, нестирающаяся подошва избавляет от проскальзывания на асфальте и препятствует быстрому стаптыванию кед при подкидах. На западе существует специально заточенная под сокс линия обуви rod laver shoes, но это вещь сугубо профессиональная. Удобнее всего гонять носок в баскетбольных шортах, но если погода или дальнейшие планы на вечер не позволяют, подойдут и спортивные штаны/трубы. Верх можно одеть в зависимости от температуры в футболку или толстовку. Для популяризации сокса в России девушкам рекомендуем играть в него topless.

Правила игры

1) Минимальное количество игроков – двое, но лучше играть не менее чем втроем.

2) Соксеры становятся в круг диаметром 2-3 метра. Если игроков двое,

то между ними должно быть такое же расстояние.

3) Начинающий рукой накидывает сокс партнеру на уровень колена.

4) Сокс нельзя отбивать руками и накидывать самому себе (можно только поднять его с земли и бросить партнеру).

5) Также во время игры запрещается: пропускать сокс между ног, оправдываться или извиняться перед партнерами.

6) За нарушение вышеперечисленных правил игрок-лузер получает наказание от всех игроков команды. Сила удара зависит исключительно от твоих морально этических качеств, но помни — на месте проигравшего в следующем розыгрыше можешь оказаться ты!

По этим правилам соксеры также играют в «лесенку» (носок передается партнеру после определенного количества чеканок), на красоту (проигравшим считается игрок некрасиво, по мнению команды, отпасовавший сокс партнеру) и т.д.

 

Что такое футбэг?

Футбэг (footbag) — это вид спорта, в котором игроки демонстрируют мастерство обращения с небольшим мягким, наполненным маленькими гранулами, мячом, который так же называется футбэгом. Его прообраз есть практически у всех народов мира, однако официальный статус спорта он получил менее тридцати лет назад. На сегодняшний день футбэг имеет огромное количество поклонников во всем мире.

Становление футбэга как вида спорта

Вообще-то прообраз современного футбэга был практически у каждого народа. Однако этот пращур никогда не расценивался как полноценный спорт, а служил исключительно для развлечения. И лишь в 1972 году в Америке в городе Орегон Сити штат Орегон был «изобретен» новый вид спорта Footbag, называющийся так же Hacky Sack.

Все началось с того, что некто Джон Сталбергер (John Stalberger) как-то раз увидел Майка Маршалла (Mike Marshall), который пинал небольшой мячик, набитый бобами. Незадолго до этого Джон перенес травму колена и искал способ вернуть ему подвижность. Поэтому он сразу же включился в игру, и в результате Майк и Джон стали очень хорошими друзьями. Они назвали игру «Hack The Sack» и настолько сильно увлеклись этим, что решили популяризовать ее. Вдвоем они создали дизайн мяча, зарегистрировали торговую марку «Hacky Sack» и начали воплощать в жизнь план развития спорта.

В 1975 году Майк Маршалл погибает от разрыва сердца в возрасте 28 лет. Сталбергер твердо решил во что бы то ни стало реализовать их общую мечту о создании футбэга как нового спорта и продолжил работу по его продвижению в массы. При помощи многих поклонников новой игры он создал Национальную Hacky Sack Ассоциацию (National Hacky Sack Assotiation) и полностью продал права на производство футбэгов «Hacky Sack» компании Kransco, которая занималась производством летающих тарелок Frisbee. За несколько лет, прошедших после создания марки «Hacky Sack», множество энтузиастов во всем мире поддержали идею. Так родился новый вид спорта.

Взяв за основу модель волейбола и тенниса, игроки начали играть через сетку высотой пять футов на поле для бадминтона. Так появился Footbag Net Game. Footbag Freestyle (Circle Game, где игроки стоят в кругу, делают всевозможные трюки с футбэгом и передают его дальше) стал наиболее популярной формой игры.

 

Дисциплины футбэга

  1. Взяв за основу модель волейбола и тенниса, игроки начали играть через сетку высотой пять футов на поле для бадминтона. Так появился Footbag Net Game.
  2. Footbag Freestyle (Circle Game, где игроки стоят в кругу, делают всевозможные трюки с футбэгом и передают его дальше) стал наиболее популярной формой игры. Профессиональный вариант Footbag Freestyle — выступления, выполняемые под музыку с большим количеством сложных трюков и хореографических элементов — стал спортом близким к художественной гимнастике, фигурному катанию и спортивному танцу.
  3. Footbag Consecutive — суть в том, чтобы начеканить футбэг как можно большее количество раз, используя только стопы и колени. Ловить и задерживать футбэг, дотрагиваться до него любой другой частью тела или одеждой, а также отбивать его от стены запрещено. Есть две основных разновидности Consecutive: первая — как можно дольше удерживать футбэг в воздухе, а вторая — начеканить как можно большее количество раз за отведенное время. Ниже описаны все возможные поддисциплины.:
  • Одиночные соревнования (Singles). Участвует один игрок. Требуется начеканить как можно большее количество раз. Сессия (Rally) прерывается, когда футбэг упадет, или будут нарушены правила.
  • Парные соревнования (Doubles). Участвуют двое игроков. Цель та же, что и в Singles, с той разницей, что игрок не имеет права начеканить более 25 раз до паса другому игроку. Сессия (Rally) прерывается, когда футбэг упадет, или будут нарушены правила.
  • Командные соревнования (Team). Участвуют три и более игроков. Цель та же, что и в Singles, с той разницей, что игрок не имеет права начеканить более 5 раз до паса другому игроку. Сессия (Rally) прерывается, когда футбэг упадет, или будут нарушены правила.
  • Одно касание (One Pass). Участвуют двое игроков. Цель та же, что и в Doubles, с той разницей, что каждому игроку дается только одно касание футбэга до паса. Сессия (Rally) прерывается, когда футбэг упадет, или будут нарушены правила.
  • От одного до пяти (1-Up-5-Down). Участвуют двое игроков. Требуется начеканить как можно большее количество раз, при этом сначала каждый игрок делает по одному удару по футбэгу до паса, затем по два, и так до пяти, после чего количество ударов снижается до одного и т.д. Схема такова: 1-1-2-2-3-3-4-4-5-5-4-4-3-3-2-2-1-1-2-2-… Сессия (Rally) прерывается, когда футбэг упадет, или будут нарушены правила.
  • Одиночные соревнования на время (Timed Singles). Участвует один игрок. Требуется начеканить как можно большее количество раз за определенное время (обычно 5 минут), при этом ноги должны чередоваться. За падения и нарушения правил начисляются штрафные очки (за падение и контакт с футбэгом запрещенными частями тела — 10 очков, за несмену ног — 3 очка).
  • Одно касание на время (Timed One Pass). Участвуют двое игроков. Требуется начеканить как можно большее количество раз за определенное время (обычно 10 минут), при этом каждому игроку дается только одно касание футбэга до паса. Сессия (Rally) прерывается, когда футбэг упадет, будут нарушены правила, или кончится время.
  • Одно касание на расстоянии (Doubles Distance One Pass). Участвуют двое игроков, находящиеся не ближе, чем в 10 футах друг от друга. Цель та же, что и в Doubles, с той разницей, что каждому игроку дается только одно касание футбэга до паса. Сессия (Rally) прерывается, когда футбэг упадет, или будут нарушены правила.

Изготавливаем футбэг в домашних условиях.

Это не трудно. Есть 2 основных способа приготовления.

  1. Нужно взять старый, носок из ткани очень хорошей плотности, желательно состоящий на 70% из синтетики и на 30% из хлопка. Как правило, футбэг с этими параметрами отличается от других самодельных очень хорошей «живучестью», до 7 месяцев. Набить его какой-нибудь крупой, например, рис+пшено+греча. Классный наполнитель — маленькие кусочки пластмассы! Наполнителями также могут стать: горох, финиковые или вишневые косточки, и т.д., до бесконечности. Не переборщите! Не набивайте его очень сильно! Набейте примерно 3/4. Т.е 3/4 от всего футбэга — заполнена крупой. Если покажется что туго или наоборот, то добавьте или уменьшите количество содержимого. Диаметр полученного шарика не должен превышать 5 см. Нитки, которыми сшивается носок, должны быть такого же цвета, что и носок, и, желательно, покрепче. Если футбэг получился очень плотным (как теннисный мячик), его надо хорошенько размять, чтобы он не был сильно прыгуч.
  2. Второй способ — попросить бабушку, маму, сестру — кто умеет вязать крючком, связать шарик. Не довязывая до конца, остановитесь! не забудьте насыпать туда чего-нить. Вязать надо плотно. Но ещё прочнее получится, если предварительно сделать способ 1, и поместить в связанный крючком. Но нужно взять только не носок, а что-то более тонкое, марлю или что-нибудь другое.

Официальные правила Footbag Freestyle

Фристайл — дисциплина, в которой наиболее артистично и творчески проявляются навыки владения футбэгом. Выступления спортсменов проходят под музыку и сочетают в себе множество стилистических и технических элементов. В роли судейского жюри обычно выступают другие участники соревнований т.к. для правильной оценки требуется очень высокий уровень мастерства и большой опыта. Оценка художественной части выступления всегда несколько субъективна. Одна из описанных ниже систем судейства сформирована, прежде всего, на основе оценки таких непреложных аспектов выступления как сложность и техника исполнения, другие наибольшее внимание уделяют оценке сопутствующих критериев, таких как разнообразие трюков, соответствие их музыкальному сопровождению. По мере развития данного вида спорта, судьи также приобретают дополнительный опыт. Меняются и критерии «хорошего выступления», так что данные правила созданы и должны использоваться как базовые направляющие. В любом случае успех соревнований зависит от доброй воли и честности участников, а также от готовности соревнующихся быть максимально объективными при оценке оппонентов.

  1. Вступление:

Вся ответственность по толкованию данных правил лежит на директорате турнира и/или на главном судье.

  1. Площадка для выступлений:

2.1. Общая характеристика:

Поверхность площадки для выступлений может быть любой: трава, паркет и т.д. Главное требование, предъявляемое к площадке: безопасность участников, поэтому площадка должна быть ровной, без трещин, впадин и прочих дефектов. Рекомендуемый диаметр — 12 метров. Спортивные залы и другие крытые помещения также пригодны для проведения соревнований, если высота потолка больше 7 метров.

2.2. Безопасность зрителей:

Площадка для выступлений должна быть размечена и отделена от зрителей заградительными лентами или любым другим барьером, предотвращающим попадание зрителей на арену для выступлений.

  1. Экипировка и реквизит:

3.1. Футбэги:

Команда или игрок могут использовать 1 или более футбэгов, соответствующих стандартам ограничениям, установленным IFAB. Если в выступлении используется более одного футбэга, то они не должны быть идентичными или похожими друг на друга. Организаторы турнира, включая судей, имеют право провести проверку футбэга до или после выступления для определения параметров футбэга.

3.2. Спортивная форма:

Члены команд не обязаны выступать в униформе, тем не менее, командная униформа рекомендована для того чтобы наилучшим образом представить выступление зрителям.

3.3. Звуковая аппаратура:

Организаторами соревнований должна быть предоставлена аппаратура для воспроизведения различных типов аудионосителей на определенной громкости, подходящей для спортсменов, судей и для зрителей.

3.4. Реквизит для выступлений:

Спортсмены могут использовать в своем выступлении любое дополнительное оборудование, не представляющее опасности для зрителей, судей и других участников соревнований. Использование этого оборудования не должно занимать существенную часть выступления и должно быть согласовано с директоратом соревнований, который имеет исключительную прерогативу при решении данного вопроса.

 

 

 

  1. Правила:

4.1. Выступления:

Соревнования проводятся в индивидуальных и командных (2-3 человека) разрядах. Выступления проходят под музыку и оцениваются на основании следующих критериев: артистичность, техническая композиция, сложность и число потерь футбэга.

4.2. Время выступления:

Временные ограничения: Максимальная продолжительность как одиночного, так и командного выступления ограничена двумя минутами. Минимальная продолжительность устанавливается директоратом турнира.

Начало отсчета времени выступления: Выступление считается начатым с момента начала музыкальной композиции, либо с начала исполнения первого движения.

4.3. Системы судейства:

На данный момент существует две основных системы судейства: Формульная система и Система судейства по оценке компонентов. Выбор одной из вышеуказанных или альтернативной системы остается прерогативой директората соревнований.

  1. Формульная система:

5.1. Судьи:

Жюри состоит из нескольких частей, каждая из которых отвечает за определенную характеристику выступления. Члены жюри выбираются из состава самих участников, из числа ранее выбывших спортсменов, либо спортсменов из турнирной подгруппы. Состав жюри формируется директоратом исходя из числа и состава выступающих. Чтобы соревнование проходило без задержек и перерывов, судьи должны работать согласованно и помогать друг другу. Чаще всего обязанности между судьями распределены следующим образом:

Ответственный за подсчет потерь футбэга (drop) (1): Потеря засчитывается каждый раз, когда футбэг касается земли или ловится игроком в руку. Случайное касание футбэга любой частью тела выше колена (slop) засчитывается за половину потери.

Ответственный за подсчет контактов (contacts) (1): Засчитывается любое касание футбэга, являющееся частью движения. Базовые удары не считаются контактами. Цель подсчета — вычислить отношение сложности к общему количеству контактов за время выступления (подсчет среднего уровня сложности выступления). Результат показывает степень технической сложности выступления. Чем выше показатель, тем более сложные трюки выполнял спортсмен в программе.

Ответственный за подсчет усложнений (add) (1 — 2): Усложнения — это добавленные к «простому удару» (kick) технические компоненты, увеличивающие сложность и подчеркивающие оригинальность трюка. На данный момент существует 5 категорий усложнений, Один трюк может содержать несколько типов усложнений. Категории усложнений:

Delay (Удержание): Умение ловить, удерживать и захватывать футбэг;

Dexterity (Вращения ногой): Вращение ногой вокруг футбэга, перевод ноги, удерживающей футбэг из положения перед собой в положение Cross-Body (или обратно), движение в стиле Pendulum, а также прыжок на опорной ноге через ногу, удерживающую футбэг;

Body (Движения телом): Вращения вокруг своей оси, прыжки, наклоны и пр. сделанные между другими элементами трюка;

Cross-Body (Положение перекрещеных ног): С футбэгом контактирует обычная или Unusual поверхность ноги, причем эта нога заведена сзади за опорную;

Unusual Surface (Необычная поверхность): Движения, включающие касания футбэга частями тела кроме носка ноги, внутренней и внешней поверхности стопы и колена (например, кончики пальцев ног, пятка, подошва, икры, голень, коленный сгиб, туловище и голова и т.д.).

Ответственные за оценку артистизма и художественной композиции выступления (3 — 5): Анализируют выступление, руководствуясь 5 параметрами:

  • Движение и музыка: Оценивается единообразие и гармония между выступающим (выступающими) и музыкальной композицией, включая умение попасть «в такт», ритмику исполнения, а также момент начала и окончания выступления;
  • Перемещение и владение игровыми поверхностями: Оценивается наиболее полное использование игровой площадки и различных поверхностей тела;
  • Общая форма: Оценивается уверенность выступления;
  • Сочетание и распределение элементов: Оценивается умение построить из отдельных трюков целостную композицию и в ее рамках грамотно расставить движения, учитывая уровень их сложности;
  • Оригинальность и индивидуальность: Оценивается умение игрока произвести впечатление на публику своими особенностями — артистизмом, оригинальными стилистическими решениями и т.д.

Ответственные за оценку композиции выступления (3 — 5): Каждый арбитр оценивает мастерство игрока во владении одной из категорий усложнений, как то удержание (Delay), вращения ногой (Dexterity), движения телом (Move), элементы в позиции Cross-Body, или необычная поверхность. Арбитры присуждают 1/10 балла за каждое уникальное движение, удовлетворяющее критериям этой категории.

Ответственные за оценку командных выступлений (3 — 5, ,только в командном разряде): Арбитры оценивают игру команды по следующим 5 параметрам:

  • Игровой баланс: Равномерное распределение трюков между членами команды;

Сыгранность и командные действия: Здесь подразумевается четкое взаимодействие между членами команды и выполнение каких-либо командных элементов в противовес индивидуальным действиям;

  • Сложность пасов: Подразумевает техническую сложность исполнения передачи, за которую присуждаются баллы как отдающему, так и принимающему пас игроку;
  • Оригинальность и разнообразие исполняемых передач: Использование вариативных изменений и передач;
  • Формации: Подразумевается вариации командных построений в процессе выступления.

Главный арбитр: В обязанности главного судьи входит проверка наличия и готовности всех остальных судей, а также проверка профессионального уровня компетентности арбитров командных выступлений и арбитров, оценивающих артистизм и техническую композицию.

Совмещение двух и более судейских должностей: На усмотрение директората турнира в целях сокращения количества арбитров в жюри, судья может оценивать выступление сразу по двум или более характеристикам: например, в одной из категорий технической композиции и в одной хореографической категории. Главный судья помимо исполнения своих прямых обязанностей также может выполнять обязанности судьи в любой категории.

5.2. Подсчет очков:

Общий результат складывается из 4 показателей в индивидуальном разряде и 5 в командном.

Число потерь (drops): Максимальная оценка, оценка за «чистое выступление» — 5 баллов, с вычетом ? за каждую потерю (1/8 за неумышленное касание футбэга любой частью тела выше колена (slop)). За выступление, в котором количество потерь достигает 20 и более, баллы по данной категории не начисляются.

Оценка за сложность: Максимум 5 баллов. Оценки в данной категории вычисляются по данной формуле:

Сложность = (Adds * Коэффициент) + (Adds / Contacts)

Коэффициент для одиночных выступлений (Singles) равен 0,01

Коэффициент для командных выступлений (Team) равен 0,0067

Например, одиночное выступление с общим количеством усложнений (Adds), равным 87 и 54 контактами (Contacts) будет оценено следующим образом:

(87 * 0,01) + (87 / 54) = 2,48

Оценка за постановку выступления: Максимум 10 баллов. Каждый из судей ставит оценки по указанным выше 5 категориям (движение, музыка, перемещение, форма и т.д.). Максимум для каждой оценки — 2 балла. После этого все оценки каждого судьи суммируются. Среднее арифметическое суммарных оценок всех судей и является окончательной оценкой в данной категории. Суммарные оценки всех судей должны отличаться друг от друга не более чем на 1,5 балла. Например, если наивысшая оценка равна 7,3 балла, то минимальная должна быть не ниже чем 5,8. Контроль по выполнению требования о максимально допустимом диапазоне оценок возлагается на главного судью.

Оценка за техническую композицию: Максимум 10 баллов. За каждое уникальное движение, в котором есть усложнения, относящиеся к перечисленным ниже категориям, в соответствующую категорию добавляется 0,1 балла.

Delay — максимум 3 балла;

Dexterity — максимум 2 балла;

Body — максимум 2 балла;

Cross-Body — максимум 2 балла; Unusual Surface — максимум 1 балл.

Традиционно, члены жюри оценивают элементы одной из перечисленных категорий, и общая оценка выводится путем сложения оценок всех судей.

Оценка за командную игру: Максимум 10 баллов. Каждый член жюри оценивает описанные выше компоненты исходя из максимума в 2 балла за каждый, затем суммирует оценки. Окончательная оценка складывается путем вычисления среднего балла суммарных оценок всех судей. Максимально допустимый диапазон оценок в данной категории составляет 2 балла, а в финальном раунде — 1,5 балла. Обязанностью главного судьи является недопущение увеличения данного диапазона.

Итоговый результат: Максимум 5 (потери) + максимум 5 (сложность) + максимум 10 (техническая композиция) + максимум 10 (постановка) = максимум 30 баллов. Командный итоговый балл включает также оценку за командную игру.

5.3. Программное обеспечение:

Программа Macintosh Hyper Card может быть использована для подсчета турнирных результатов и является общедоступной. Заказ осуществляется через IFAB. On-line программное обеспечение для соревнований находится на сервере http://www.footbag.org/software.html.

  1. Система судейства по оценке компонентов:

6.1. Судьи:

Выступление оценивается жюри, в состав которого входят либо спортсмены — участники из другой подгруппы, либо спортсмены, уже выбывшие на предыдущих этапах соревнования. Состав жюри избирается директоратом турнира из числа участников. Четкая организация данного процесса, а также взаимодействие членов жюри способствует успешному ходу соревнования. Обязанности между судьями распределены следующим образом:

Постановка выступления (3 — 5 судей): Оценивается по следующим параметрам:

  1. Артистизм: подразумевает хореографию, командные взаимодействия, подбор музыки, общее впечатление арбитра от выступления;
  2. Разнообразие: Подразумевает весь арсенал возможностей и мастерства, демонстрируемого спортсменом в каждом техническом компоненте и/или в сочетании движений;
  3. Использование оборудования: подразумевает полноценное использование площадки, времени, оборудования, подбор соответствующей музыки;
  4. Оригинальность: — творческий подход и новации.

Сложность (3-5 судей): Здесь, прежде всего, подразумевается относительный риск выполнения каких-либо элементов, то есть та степень техники исполнения, которую остальные спортсмены не смогут продемонстрировать без дефектов исполнения и неточностей. Дополнительно должна учитываться сложность комбинаций элементов, ведь риск ошибок во время выполнения сочетания элементов заметно выше, чем суммарный риск всех элементов комбинации исполненных по отдельности.

Техника исполнения (3-5 судей): Оценка за технику исполнения отражает степень неточностей и отклонений от идеала техники исполнения. Грубые ошибки, такие как потери, незапланированные и случайные удары и контакты, остановки и другие серьезные ошибки значительно влияют на оценку техники исполнения. Менее значительные погрешности, такие как паузы, неуклюжесть движений, потери равновесия, а также дополнительные контрольные удержания должны учитываться.

6.2. Оценка выступления:

Судьи должны объективно оценивать каждое выступление, расставляя оценки за отдельные компоненты выступления спортсменам внутри своих подгрупп таким образом, чтобы лучший получал 1 балл, что будет соответствовать 1 месту, лучший из оставшихся — 2 балла и второе место и т.д. При оценке выступлений судьям следует руководствоваться рекомендациями, перечисленными ниже:

  1. Тщательно изучить описание компонента, который им будет оцениваться;
  2. Вести приблизительные заметки о каждом выступлении в любой удобной для него форме;
  3. Фокусировать свое внимание исключительно на оцениваемом им компоненте;
  4. Удерживаться от личных симпатий. Быть максимально объективным;
  5. Просматривать сделанные заметки, чтобы иметь полную и объективную картину всех выступлений после их окончания.

6.3. Подсчет результатов:

Для получения итогового результата все судейские оценки складываются. Спортсмен, набравший наименьшую сумму баллов, занимает первое место, следующую наименьшую сумму — второе и т.д. Набравший больше всех баллов становится последним.

Распределение мест при ничейном результате: Если общие оценки идентичны, то участник или команда с большим количеством первых мест занимает более высокую строку в турнирной таблице. Если количество первых мест, занятых участниками или командами, также совпадает, тогда сравнивается число вторых, третьих и т.д. мест, до тех пор, пока одна из команд не займет более высокое место.

  1. Турнирные процедуры:

7.1. Разделение на подгруппы:

Все спортсмены разделены на подгруппы, внутри которых проходят выступления и выставляются оценки. В подгруппу должно входить от 4 до 8 участников, четверо из которых из предварительного раунда проходят в квалификационный раунд, затем двое из них в финал.

7.2. Набор подгруппы:

Посев: В каждой подгруппе спортсмены высеиваются согласно своему рейтингу, начиная с более слабых, причем фавориты высеиваются и выступают последними. Посев в предварительных раундах зависит от результатов предыдущих соревнований.

Жеребьевка: По решению директората турнира может быть проведена жеребьевка, как для всех участников, так и для отдельной подгруппы.

7.3. Обязанности судьи:

Общие: Каждый участник соревнований обязан в течение соревнований побывать в составе жюри. Игроки, не изъявившие желания войти в состав жюри на предварительном этапе, не должны быть допущены к дальнейшему участию в турнире. Участники, не пожелавшие стать членами жюри в финальном раунде, должны быть наказаны по решению директората соревнований. Состав подгруппы и состав жюри должны быть оглашены одновременно для удобства проведения соревнований.

Ротация в жюри: Участники соревнований в женском и мужском разряде могут судить выступления друг друга, поэтому организаторы заранее должны знать количество подгрупп.

7.4. Смешанные подгруппы:

Участники соревнований в мужском и женском разрядах, а также в разряде любителей или новичков (intermediate) могут быть объединены в совместные подгруппы для более удобного судейства. Например: 2 подгруппы, в каждой из которых по 2 новичка, 2 женщины и 4 мужчины. Участники разных подгрупп могут судить друг друга, но при этом соревнуются только внутри своего разряда.

7.5. Финальный результат:

Итоговые результаты соревнований основываются на результатах финального раунда. Результаты предварительных раундов не засчитываются в итог, но могут быть использованы для упрощения процедуры посева в финальном раунде.

Данные правила соответствуют Разделу V Официальных Правил Футбэга, утвержденных Международным Комитетом Футбэга (IFC).

 

Правила Footbag Net Game

Footbag Net Game — это игра один на один (Singles Net) или двое на двое (Doubles Net) через сетку высотой в 152,5 см. Она сочетает в себе как обычные, базовые удары, так и атакующие (spikes) и обводящие (digs). Игрок или команда могут набрать очко только на своей подаче. В одиночной игре участник имеет право сделать подряд 2 касания футбэга, причем только на своей стороне площадки. В парной игре разрешено 3 касания на команду, причем касания игроков должны чередоваться. Корт имеет ширину 6м 24см и общую длину 13м 72 см, разделен сеткой на 2 равные площадки длиной 6м 86 см каждая. Корт также разделен по ширине центральной линией, создающей 4 равных игровых площадки.

  1. Вступление:

Цель данных правил — осветить некоторые основополагающие начала и тенденции для наиболее полного описания дисциплины. Как вид спорта, footbag с первых дней своего становления полагается на честность и добросовестность участников. Поэтому, прежде всего сами игроки ответственны за соблюдение правил Footbag Net Game во время турниров и соревнований, дабы заслужить уважение у партнеров и соперников. Ответственность за несоблюдение настоящих правил предусматривается в форме фолов, замечаний и дисквалификации от лица директората турнира.

  1. Игровая площадка:

12.1 Размеры корта: Размеры корта для парных и одиночных матчей одинаковы. Корт имеет ширину 6м 24см, разделен пополам средней линией. Длина корта — 13м 72 см, делится посередине сеткой, разбивающей площадку на четыре равных игровых зоны.

2.2 Высота сетки:

Высота сетки — 152,5 см (измеряется в середине корта). Деление клеток сетки — 2,5см дюйм.

2.3 Поверхность площадки:

Поверхность площадки может быть любой, в том числе и искусственной. Рекомендуется ровно постриженная трава. Покрытие должно быть плоским, без впадин, неровностей и трещин. Основным определяющим фактором является безопасность игроков. Использование разметки корта при игре, как на улице, так и в помещении обязательно.

2.4 Границы:

Ограничительные линии, окружающие площадку, являются ее частью. Если футбэг во время розыгрыша очка попадает в любую из линий, он считается попавшим в корт. В отсутствии арбитров на линии, при сомнениях в точности попадания, удар считается попавшим в корт.

2.5 Оборудование:

Касание любой части оборудования (сетки, стоек, растяжек) является нарушением правил.

2.6 Ширина линий:

Ширина линий — 5 см.

  1. Правила игры:

3.1 Предварительные процедуры:

Выбор футбэга: Перед началом игры команды выбирают футбэг. При разногласиях футбэг выбирается директоратом соревнования.

Характеристики футбэга: Футбэги, используемые на турнирах, обязаны соответствовать официальному стандарту.

Бросок монеты: Бросок должен быть произведен перед началом первой, и, если понадобится, третьей партии для выбора командами площадки или подачи. Выигравший выбирает сторону, либо подачу. Команда, не воспользовавшаяся правом выбора в 1 партии, имеет право выбора во второй партии.

Подача: Все игроки должны быть готовы к подаче, т.е. стоять в определенных квадратах или за линией подачи. Подающий обязан дождаться пока соперник будет готов к приему.

Смена сторон: Игроки меняются сторонами перед второй партией игры. В третьей партии или в том случае, когда игра идет до одной победы, команды меняются местами после того как одна из них набрала 8 очков в партии до 15 или 6 очков в партии до 11.

3.2 Общие положения:

Время розыгрыша: Футбэг считается находящимся «в игре», начиная с момента контакта подающего с футбэгом до момента касания им земли или любой другой поверхности за пределами корта, падения под сетку, превышения допустимого количества ударов одной из команд, либо нарушения правил.

Разрешенные удары: Удар считается соответствующим правилам, когда происходит контакт любой части ноги ниже колена с футбэгом, характеризующийся единым поступательным движением. В перечень разрешенных ударов входят также: двойные касания, прокаты и толчки, произведенные единым движением ноги, а также случайные удержания, прокаты, двойные касания.

Классификация игроков: Ни один игрок не имеет права искусственно занижать свой разряд, т.е. выступать на одном и том же соревновании сначала в дивизионе для профессионалов, а потом для новичков. В том числе, даже если соревнования проходят по разным дисциплинам Net Game.

Парные игры (Doubles Net): В парных играх спортсмены не могут проводить замены с момента начала первого своего матча на турнире. Использование рук для перекрытия обзора игрокам другой команды во время удара не разрешено. Любое перекрытие обзора соперникам во время подачи запрещается.

3.3 Подача:

Каждый игрок, производящий подачу имеет одну попытку для ее выполнения. Футбэг должен попасть в накрест лежащую четверть площадки (для соревнований юниоров предусмотрено 2 попытки). Подача производится из-за задней линии площадки соответственно слева или справа. Если футбэг во время подачи касается сетки, но все-таки преодолевает ее и попадает в нужный квадрат, то подающему дается еще одна попытка для исполнения подачи (2-я подача). Если футбэг во время второй подачи также касается сетки, то подача считается невыполненной и происходит переход подачи.

Подача с руки: Подача совершается следующим образом: сначала подающий подкидывает футбэг рукой, а затем пересылает его на сторону противника ударом ноги.

Смена сторон подающим: когда счет подающей команды равен нулю или четному числу, подача производится с правой части площадки, а когда счет — нечетный, то с левой. Подача проходит по диагонали слева налево или справа направо. В парной игре игроки подающей команды в случае необходимости меняются площадками, чтобы произвести подачу с нужной стороны. Игроки принимающей стороны не меняются площадками.

Переход подачи: В парной игре перед каждой партией подающая команда выбирает, кто из игроков будет подавать первым. После первого перехода подачи команда соперников также выбирает, кто первым из ее игроков будет подавать. После каждого перехода право подачи достается по очереди каждому из игроков команд. Во второй партии (если матч играется до 2 побед) подает команда, проигравшая первую партию. Процедура броска монеты определяет подающую команду в третьей партии. Когда официальный счет игры ведется самими командами, подача, выполненная из неправильного квадрата или другим игроком команды, не засчитывается, и право подачи переходит к другой команде. Все игроки при подаче должны занимать правильные позиции на корте.

Объявление счета: Подающий игрок может требовать объявления счета перед каждой подачей.

Положение партнера на площадке: Партнер подающего обязан во время подачи стоять в своей четверти площадки. За перекрытие обзора при подаче игроком команды подающего засчитывается фол.

Положение опорной ноги: Опорная стопа подающего должна целиком оставаться за границами площадки (за боковой и задней линиями соответствующего квадрата) до контакта с футбэгом.

3.4 Подсчет очков:

Розыгрыш очка: очко может быть выиграно только подающей командой. Присуждается оно только в случаях, когда принимающая команда не отбивает подачу на сторону подающего или превышает допустимое число касаний футбэга.

Переход подачи: Подача переходит к другой команде в случае, если игрок не смог правильно выполнить подачу в нужную часть площадки, а также, если его команда не отбивает удар на сторону противника или превышает допустимое число касаний футбэга, либо получает фол.

Партия: Выигравшими партию считаются команда или игрок, первыми набравшие 15 очков. По решению директората турнира партии на предварительных играх турнира могут играться до 11 очков. Выиграть надо с разницей не менее 2 очков.

Матч: Выигравшей матч считаются команда или игрок победившие в 2 из 3 партий, кроме случаев, когда матч состоит из 1 партии (в отдельных видах турнирных сеток). В этом случае команда или игрок, выигравшие партию, побеждают и в матче.

3.5 Обязанности судьи:

Игроки могут требовать беспристрастного судейства в любом матче.

Судья обязан:

— Объявлять счет перед каждой подаче;

  • руководить сменой площадок игроками и их правильным выполнением подач;
  • объявлять все подачи попавшие в сетку;
  • принимать решения по просьбе игроков и объявлять о них, если мяч попал в линию;
  • засчитывать фол за задержку игры;
  • следить за отсутствием помех со стороны зрителей (движение, шум);
  • разрешать конфликты игроков:
  • объявлять повторный розыгрыш очка, когда это необходимо:
  • объявлять тайм-ауты в случае травм игроков;
  • нести ответственность за действия и решения арбитров на линии;
  • смотреть за аутами вокруг корта.

3.6 Тайм-ауты:

Количество: В течение всего матча командам разрешено брать 3 тайм-аута. Не более 2 тайм-аутов за 1 партию.

Продолжительность: Максимальная продолжительность тайм-аута во время партии — 2 минуты. Между партиями продолжительность тайм-аута может быть до 3 минут.

Тайм-ауты при травмах: Должны объявляться судьей, если это необходимо.

Наказания: Если любое из вышеперечисленных правил нарушается, то нарушителю засчитывается фол.

3.7 Игра за пределами площадки:

Футбэг может быть возвращен на площадку из любой точки за пределами площадки, главное, чтобы он перелетел через сетку в пределах корта. Если футбэг, пролетев сбоку от сетки, попадает в аут на стороне соперника, он может быть возвращен обратно на корт так же сбоку от сетки, после чего может быть произведен удар на сторону соперника.

3.8 Фолы:

Если фол получен подающей командой, то происходит переход подачи, если принимающей, то очко получает подающая команда или игрок. За исключением умышленной задержки игры, фол может быть засчитан только во время того, когда футбэг находится в розыгрыше.

Фол за нарушение числа касаний футбэга — засчитывается, если в одиночной игре участник коснулся футбэга более 2 раз подряд, а в парной — если 2 раза подряд.

Фол за удержание — засчитывается при умышленном удержании футбэга на любой части стопы.

Фол за контакт с оборудованием — засчитывается, если игрок любой частью тела касается оборудования (сетки, стоек и т.д.) За фол также считается касание оборудования в течение 3 секунд после окончания розыгрыша.

Фол за нарушение центральной линии — дается за касание любой частью тела соперника на его стороне, будь то под или над сеткой.

Фол за несвоевременный прием подачи — дается, если в парной игре участник принял подачу с нарушением очередности приема подач.

Фол за неправильную подачу — засчитывается, если опорная нога подающего заступает или касается линии подачи до касания им футбэга, а также, если его нога находится вне пределов зоны подачи.

Фол за превышение числа касаний командой — засчитывается, если в одиночных играх участник коснулся футбэга более 2 раз подряд, а в парных, когда команда на команду сделано более трех касаний, прежде чем отправить футбэг на половину поля соперника.

Фол за касание футбэга телом — дается за контакт футбэга с любой частью тела игрока, начиная с колена и выше, либо с предметами одежды игрока.

Фол за задержку игры — засчитывается, когда длительность тайм-аута превысила отведенный отрезок времени.

Фол за игру под сеткой — дается за касание игроком футбэга под сеткой на стороне соперника до того момента, когда будет завершен розыгрыш очка.

Данные правила соответствуют Разделу III Официальных Правил Футбэга, утвержденных Международным Комитетом Футбэга (IFC).

 

Как самому сделать панельный футбэг

Многим хотелось бы иметь свой футбэг, а не какой-то простой сокс, пусть даже и вязаный. Сшить футбэг не такая уж и сложная вещь — если вы умеете пришивать пуговицы, то это уже вам по силам. Я объясню, как изготовить 12-и 32-х панельные футбэги (это уже на ваш выбор, но последний конечно лучше). Далее будут приведены схемы к этим двум моделям.

Итак первый этап — выбор материала. Если вы решили заниматься Freestyle`ом то вам потребуется мягкая замша (толщина — примерно полмиллиметра), если вы хотите играть в Net, то лучше взять толстую замшу или кожзаменитель (толщиной примерно миллиметр).

1Для 12-и панельного футбэга вам нужно приготовить 12 одинаковых правильных пятиугольников (размер стороны — 2 — 2,5 см). Естественно незачем, чтобы они были одинакового цвета, но это уже на ваш выбор. Во-первых сшейте 6 из них так, как показано на схеме (стрелки показывают, как должны соединяться стороны пятиугольников). Старайтесь, чтобы все швы оказались на одной стороне. Затем сшейте остальные аналогичным образом. Таким образом у вас есть две половины футбэга, остается сшить их. Но тут есть несколько моментов:

      -каждый пятиугольник должен соседствовать с пятью другими;

     -на двух половинах у вас получились одна сторона со швами, другая без (одна изнаночная, другая лицевая), поэтому начинайте сшивать половины с изнаночной стороны, а когда останется буквально 2 — 3 шва выверните футбэг наизнанку и продолжайте аккуратно сшивать;

    -когда останется один шов надо набивать футбэг (набивать лучше мелкими кусочками пластмассы из расчета две трети от всего объема для Freestyle`а и немного побольше для Net`а).

2Для 32-х панельного футбэга (это по сути уменьшенная копия футбольного мяча) вам потребуется 12 правильных пятиугольных кусочков и 20 правильных шестиугольных (естественно стороны пятиугольников и шестиугольников должны быть равны — примерно 1-1,5 см.). Лучше всего, если пятиугольники будут одного цвета, а шестиугольники — другого. Ну а дальше — практически все то же самое, что было с 12-и панельным: делайте две половины так, как показано на схеме (часть стрелок я выделил, чтобы лучше были видны связи), затем также сшивайте обе половины (единственное отличие — каждый пятиугольник должен соседствовать с пятью шестиугольниками).

Итак, сделать футбэг не так уж и сложно, и я надеюсь, что прочитав эту статью, вам не составит труда сшить себе настоящий футбэг.

  1. Брать кожзаменитель качестве материала для футбэга нежелательно, т.к. он, во-первых, очень жесткий, а во-вторых, быстро порвется. Рекомендуемая толщина кожи 0,5 — 0,7 (максимум) миллиметров.
  2. Брать тонкие нитки нежелательно, т.к. они при больших нагрузках могут разорвать кожу, и тогда придется целиком менять панель. Лучше всего шить сразу двумя нитками: одна — тонкая капроновая (она не даст порваться шву), другая — обычная нитка средней толщины (она не даст разорваться панели). Можно использовать одну капроновую нитку средней толщины (но такую еще поискать надо).
  3. Размер панелей и степень набивки выбирается по желанию. Главное, чтобы результат соответствовал стандартам IFC. Для своих 32-х панельных футбэгов я беру пятиугольники со сторонами по 2см.
  4. Для 32-х панельного футбэга вместо шестиугольников можно брать треугольники с обрезанными углами (по-моему так красивее получается).
  5. Сшивать удобнее не из двух половинок, а постепенно пришивая одну панель за другой.
  6. Желательно завязывать нитку после каждого шва. В этом случае, если нитка порвется, то придется зашивать только один шов.
  7. Зашивая последнюю панель надо сделать все стежки, не затягивая нитку. После этого надо аккуратно затягивать один стежок за другим, заправляя при этом стык панелей внутрь чем-нибудь острым. Последний узел надо спрятать внутрь футбэга.

Футбэг vs Сокс

«Что такое футбэг и чем же он принципиально отличается от сокса?» — вот первый вопрос, который задают футбэггерам люди, знакомые с соксом. Большинство считает, что «футбэг» — это просто красивое слово, которое используется зарвавшимися профи для излишнего понта. Это ошибочное мнение. Футбэг отличается от сокса так же, как отличается профессиональный триальный байк от велосипеда «Аистенок».

Первое различие — в самом мяче. Принято считать, что футбэг и сокс — одно и то же. На самом деле это не так. Сокс — сделанное из носка и/или набитое крупой подобие футбэга. И то, что футбэг нельзя делать из носка или набивать крупой — отнюдь не футбэггерская блажь. Если вы сначала попробуете поиграть соксом, а потом возьмете настоящий футбэг, то почувствуете разницу.

Второе и важнейшее различие (первое было лишь внешним различием, но никак не отображала саму суть) — наличие правил. Тут имеются в виду не только правила игры (ведь в соксе есть какое-то их подобие — кто виноват в падении сокса — тому пендаль =), но и правила, например, составления и названия новых трюков.

Третье различие чувствуешь, только поиграв хотя бы немного в футбэг. Это различие в прогрессе, если можно так выразиться. Во фристайле вы постепенно учитесь делать более сложные, более красивые трюки, придумываете свои трюки, у вас появляется свой стиль. Это можно назвать творчеством, даже искусством.