·Набивалы
(чеканка).
Инвентарь: любой мяч, от теннисного до баскетбольного.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: координацию.
Для игры лучше всего по весу подходит волейбольный, который несколько легче футбольного и потому его проще контролировать. Цель игры: за несколько последовательных попыток больше других подбросить мяч ногой, не давая ему опуститься на землю. Детали правил и количества попыток могут варьироваться. Иногда разрешается подбрасывать мяч удобной ногой, коленом и даже грудью или головой, иногда «чеканить» надо строго попеременно. В самом сложном варианте мяч подбрасывается по одному разу каждой ногой, потом принимается на голову и т.д.
У этих юных негритянских ребят баскетбол, похоже, «в крови». Такую целеустремленность не всегда прочитаешь и на лицах профессиональных игроков.
В варианте, приводимом руководителем данного проекта, Тимофеем Бокаревым, в качестве мяча используется иной предмет:
«Давно забыта и такая игра как «жестка» или «пушок«, во всяком случае так ее называли в нашем дворе.
Жестка представляла собой изделие из круглого кусочка меха с приделанным к нему грузом. Щечкой (внутренней частью стопы. прим . авт.) одной ноги жестка подбрасывалась вверх, и пока она опускалась вниз, играющий успевал переступить ногами, как бы сделать маленький шаг на месте, чтобы повторить удар. Задача состояла в том, чтобы как можно дольше не дать жестке упасть на землю, после чего очередь переходила к следующему игроку.
Количество подбрасываний, или ударов, запоминалось и суммировалось у каждого из играющих. Побеждал тот, кто первым набирал заранее установленное число, ну, скажем, двести. Обычно за один раз средний игрок мог сделать пять-десять ударов, не больше. Жестка часто улетала в сторону по самым разным причинам: либо игрок терял равновесие, либо случайно бил по жестке пяткой или носком ботинка, вместо середины щечки, прямо под самой косточкой. Кстати, когда жестка попадала своим свинцовым грузом по этой косточке, было страшно больно..
У каждого настоящего любителя этого занятия была своя личная жестка, которая изготавливалась самостоятельно. Из шубы, тулупа или любого мехового изделия, имевшегося дома, вырезался кусок, Естественно, без спроса и так, чтобы не было заметно, то есть из подвернутой части меха, ближе к подкладке. Из свинца на газу отливался груз в форме круглой бляшки, в котором проделывались дырочки, как в пуговице. Груз, который иногда оборачивали в материю, пришивался к меховому кружочку снизу, к мездре. Если с расшибалкой и с пристеночком боролись участковые милиционеры, то с игрой в жестку вели беспощадную борьбу учителя и наиболее активные из родителей. Во-первых, жестка почему-то считалась игрой недостойной пионеров и комсомольцев, а присущей только шпане, хулиганам,
уркам. Это был главный аргумент, но когда он не действовал, приводились запугивающие данные о том, что, якобы, длительное увлечение жесткой неизбежно приводит к грыже. В нашем дворе случаев с грыжей мы не наблюдали, но утверждать, что эти слухи были чистой выдумкой, не берусь.»
lИгра в одни ворота
Инвентарь: мяч/шайба в зависимости от вида игры. Спортивные ворота или их аналог.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5.
Вид: командная.
Развивает: тактику, командное взаимодействие, общефизический эффект.
Играют в нее, если под рукой нет достаточно большой площадки. Или когда мало игроков для интересной игры на большом поле. Хотя, могут играть и несколько команд. В игре, как это понятно уже из названия, используются только одни ворота, оптимальное количество игроков в одной команде 2-3 человека. На ворота ставят нейтрального игрока. Цель вратаря ловить или отбивать все мячи/шайбы, летящие в его ворота, не зависимо от того, игроком какой из команд нанесен удар. Если вратарь ловит мяч, то наугад выбрасывает его в поле, стараясь не отдавать предпочтение какой-либо из команд. Существует несколько вариантов развития событий после забитого гола:
- Все игроки по-прежнему остаются на поле в своих ролях и игра ведется до определенного количества мячей, забитых одной из команд
- Игрок, забивший мяч, меняется местами с прежним вратарем. Либо, как вариант, вратарем становиться один из игроков противоположной команды
- Если играют больше двух команд, то вместо проигравшей (то есть мяча не забившей), на поле выходит следующая и т.д.
В варианте баскетбола игра просто ведется в одно общее кольцо. Причем правила пробежки и трехочкового броска могут оставаться в силе.
lНа лучшего вратаря
Инвентарь: мяч/шайба в зависимости от вида игры. Спортивные ворота или их аналог.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2-3.
Вид: индивидуальная.
Развивает: координацию, реакцию.
Каждый игрок играет сам за себя, а сама игра заключается в серии дуэлей между вратарем и нападающим. Интерес игра представляет при количестве участников в 3-5 человек, так как вдвоем играть не очень интересно, а при большем количестве игроков приходится долго ждать своей очереди.
Один из игроков становится на ворота, а остальные по очереди пробивают ему определенное количество пенальти – ударов по неподвижному мячу с определенного расстояния. Для хоккея правильнее было бы назвать «буллитов», но так как бросок обычно производится с места, то воспользуемся футбольной терминологией.
Число пропущенных вратарем мячей суммируется и запоминается, а затем место в воротах занимает следующий игрок и т.д. Победителем считается игрок, пропустивший мячей меньше других вратарей. Как вариант: можно так же играть и «на лучшего нападающего», тогда учитываются забитые мячи и побеждает тот, у кого их больше. Можно проводить игру и объединив оба варианта.
Для игры в волейбол далеко не всегда нужна сетка. Часто нужны только мяч и хорошая, веселая компания.
lПионербол
Инвентарь: мяч. Волейбольная сетка.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: командная.
Развивает: тактические навыки, командное взаимодействие, общефизический эффект.
Сложно сказать, как именно родилась эта игра, но то, что она частенько входила в программу уроков физкультуры – это факт. Игра велась на волейбольной площадке, только мяч не перебрасывали касанием кисти через сетку, как в волейболе, а предварительно можно было его ловить. И потом уже перебрасывать на половину поля соперника или отдавать пас партнеру.
Игроки команды, уронившие мяч, пропускали гол.
lХоккей-тир
(авторская)
Инвентарь: шайба, хоккейная клюшка. Мишень.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: тактические навыки, меткость.
Не помню, как эта игра называлась на нашем языке, но играли в нее, когда не могли собрать команду на полноценную игру в хоккей. Обычно вдвоем или втроем.
Цель игры заключалась в том, чтобы попасть шайбой в старую собачью будку (пустую, естественно), так, чтобы шайба оказалась внутри ее, словно в воротах. Шайбу первоначально относили на приличное расстояние (так, чтобы теоретически можно было добросить ее до будки) и броски проводили по очереди. Причем следующий игрок бросал с того места, в котором оказалась шайба после предыдущего броска противника.
Забивший шайбу получал 1 очко, и шайба вновь устанавливалась на начальной позиции, и забивший игрок получал право первого броска. Играли до 5-10 очков. Набив руку можно было попасть кистевым броском со стартовой точки (метров с 10) 2-3 раза подряд, хотя отверстие в конуре было всего 30Х40 см.
Игры с мячом
· Козел.
Инвентарь: мяч.
Место проведения: площадка перед высокой стеной без окон.
Минимальное количество игроков: 3-5.
Вид: индивидуальная.
Развивает: координацию.
Популярная российская дворовая игра.
Ничего общего с «козлом» карточным игра не имеет. Для игры необходим мяч и высокая стенка, желательно глухая, без окон. Играющие выстраиваются в очередь. По мячу бьют ногой так, что бы он ударился об стену, и затем, на отскоке, ударивший должен через него перепрыгнуть. Перепрыгнувший бежит в конец очереди и по мячу бьет следующий игрок. И т.д. Перед перепрыгиванием допускается только одно касание мяча земли. Игрок, не сумевший перепрыгнуть мяч, набирает штрафную букву из слова «козел». Сначала «К», потом «О» и т.д. пока кто-то не соберет все буквы. Тот, кто первый собрал все штрафные буквы слова, считается козлом.
lВышибалы
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: командная.
Развивает: тактические навыки, общефизический эффект.
Чем больше игроков, тем увлекательнее эта игра.
Играющие делятся на «вышибаемых» и «вышибающих». Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.
Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.
l
lКартошка
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: общефизический эффект, тактические навыки.
Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек. Водящий («картошка») садится на корточки, остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к картошке – картошка растет.
Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к картошке. Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, поймавший меняется местами с тем, чью передачу он перехватил.
В упрощенном варианте стоящие игроки могут отбивать мяч не сразу, е его разрешается предварительно ловить, и потом кидать партнеру.
lШтандер-стоп
Инвентарь: мяч
Место проведения: открытая площадка, двор
Минимальное количество игроков: 5
Вид: с водящим
Развивает: ловкость, координацию, глазомер
Игра популярная среди подростков СССР в 50-80-е годы XX века.
Мяч подбрасывается вверх кем-то из игроков, и пока он летит игроки разбегаются. Как только мяч пойман водящим (не важно с лета или с отскока от земли), поймавший кричит «Штандер — стоп!» (у нас, если не ошибаюсь, кричали «Черевички — стоп» прим. авт.) и все игроки должны замереть на месте. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное количество. Чем точнее определяется расстояние, тем ближе ведущий оказывается к игроку.
Существовало несколько разновидностей шагов, в которых велось определение расстояния. Обычные, лилипутские (делались поочередным приставлением пятки одной стопы вплотную к носку другой), и великанские (можно было делать длинный шаг-прыжок). После этого водящий старается попасть мячом в этого игрока. Если тот уворачивается (или ловит мяч) или водящий промахивается, все разбегаются еще дальше, пока водящий снова не догонит мяч и не выкрикинет «Штандер – стоп!». Если бросок удачен, то водящий меняется ролями с осаленным игроком и игра начинается опять с подбрасывания мяча.
Чаще всего игровая площадка имела разумное ограничение по размерам и покидать ее пределы игрокам воспрещалось. Иногда целью игры было достижение «домика», который располагался на другом конце площадки. Игрока, укрывшегося в «домике» нельзя было осаливать.
·Прыгательные игры
·Скакалка
Инвентарь: скакалка.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 3.
Вид: индивидуальная.
Координацию, выносливость, прыгучесть, воображение.
Игры со скакалкой заключаются в последовательном безошибочном выполнении определенного набора движений. Например, пять прыжков надо совершить на правой ноге, потом пять на левой, затем в прыжке развернуться на 180 градусов и т.д. Участники могут выполнять одну или несколько «классических» схем, или демонстрировать личную. В последнем случае сложность схемы влияет на определение победителя.
Если игрок ошибается, то прыгает следующий по очереди.
Простая скакалка может доставить ребенку массу удовольствия.
Прыгающий может вращать скакалку сам или это могут делать два других игрока, взявшись за ее концы. В усложненном варианте вращают сразу две скакалки.
lРезиночка
Инвентарь: бельевая резинка длиной в 2-3 метра.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 3-4 .
Вид: командная, индивидуальная.
Развивает: координацию, выносливость, прыгучесть, воображение.
Используется обычная, связанная за концы в кольцо. Резинка натягивается между ногами двух играющих, третий выполняет прыжки. Играют, как правило, втроем или вчетвером. Если меньше, то используют любые подручные средства (пенек, забор, столб), натягивая резиночку между ними. Бывает 6 высот-уровней сложности: по щиколотку, по колено, по бедра, до талии, до груди, до шеи. Цель игры, как и при прыжках через скакалку выполнить определенную комбинацию прыжков. Игрок, безошибочно выполнивший комбинацию на одной высоте, переходит к другой. В случае ошибки он меняется местами со «столбом»
При игре втроем играют каждый сам за себя, вчетвером — две команды. Прыгают, пока не ошибутся. Игра начинается с самых простых прыжков и постепенно усложняется. Каждая комбинация прыжков отрабатывается на всех высотах. Количество прыжков определяется возрастом участников по количеству лет.
Каждая фигура в комбинации носила свое название: «карандаш», «березка», «тяпы» и т.д.
Комбинация могла выглядеть например, так:
- Обе ноги с внешних сторон резиночек.
- Прыжок внутрь резиночек.
- Одну ногу переставить так, чтобы одна резиночка оказалась между ногами (одна нога внутри резиночек, вторая с внешней стороны)
- Перепрыгнуть, чтобы вторая резиночка оказалась между ногами (теперь другая нога внутри резинок)
- Выпрыгнуть
«Прыганье начиналось с «простых». Это когда прыгающий сам себе фигуру придумывает, вводились правила сложности первой фигуры. чтоб народ не наглел совсем.
«Тяпы» были и одной ногой наступать, потом двумя, перепрыгивать с одной резинки на другую, чтоб нога не соскочила, галстучки делали одной ногой на резинку, другой под, напрыгнуть на вторую, ногу переставить чтоб получился бантик.
Еще прыганье сопровождали комментариями: «столбик, столбик, за одну, за две, в центр» и так далее. Еще вспомнила — фигура «цветочки». это когда начинаешь прыгать из центра за обе резинки, потом в центр и опять за обе и так сколько лет прыгающему.
Мы с подружкой были одной из лучших прыгающих пар во дворе, потому что прыгали все свободное время без устали до ночи!» – вспоминает, одна из выросших уже «девчонок 80-ых».